Политические процессы: сущность и структура
Страница 2

Внешнеполитический и внутреннеполитический процесс.

Первый развивается в международном политическом пространстве. На него оказывает влияние внешняя политика, регулирующая взаимодействие государства с другими странами.

Содержание внутриполитического процесса имеет свои качественные характеристики внутри каждой страны. Оно зависит от форм государственного правления и устройства, политических режимов, характеристик правящей элиты, менталитета самих обществ и т.д.

Эволюционный и революционный процесс.

Эволюционный – это последовательный процесс развития, для которого характерны легитимность власти, правовое обеспечение, устойчивые политические ориентиры и т.д.

Революционный тип – радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеют обвальный характер. В данном случае используются как мирные средства, так и насилие.

Стабильный и нестабильный политический процесс.

Стабильный основывается на устойчивости социальных структур, повышающемся жизненном уровне населения, преемственности власти, эффективности взаимодействия государства и общества. Общественные силы консолидированы.

При нестабильном политическом процессе характерна частая смена массовых настроений. Причины для этого могут быть самые различные: от спада производства до этнических конфликтов.

Различают также несколько режимов существования политического процесса: функционирование, развитие и упадок.

В режиме функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между обществом и государством. Традиции преобладают над новациями. Изменения в социальной структуре практически не происходят.

Режим упадка представляет собой распад политической целостности. Власть утрачивает контроль над ситуацией. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией.

В условиях режима развития общественно-политическое пространство приобретает новое качественное состояние. Адекватно обновляемому содержанию жизни формируются и новые структуры государственного управления. Эта положительная динамика может, тем не менее, сопровождаться борьбой различных тенденций. В этой ситуации очень важно не допустить общественного противостояния, консолидировать общество вокруг государства.

В режиме развития находится Республика Беларусь, начиная с референдума 1996 года. В материалах, опубликованных недавно Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, представлена динамика развития страны и основные ориентиры государственной социальной политики, начиная с ячейки государства – семьи.

В Беларуси сложилась достаточно развитая система социальных гарантий семьям с детьми – одна из лучших на постсоветском пространстве. Она регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и другими директивными документами, среди которых Указ Президента Республики Беларусь «Об основных направлениях государственной семейной политики», президентская программа «Дети Беларуси».

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, предоставление бесплатного питания для детей первых двух лет жизни.

Материальную помощь в республике получают около 900 тысяч детей, или 41,5 % от их общего количества, причем независимо от доходов родителей, а в возрасте до трех лет пособиями охвачены свыше 90 % всех детей».

Образование – важнейший приоритет государственной политики. Выбор стратегии развития средней и высшей школы позволил определить параметры реформирования всех уровней образования и на этой основе разработать «Основные направления развития национальной системы образования». В соответствии с утвержденными программными документами в период до 2010 г. предполагается проведение следующих мероприятий. В системе дошкольного образования: обеспечение постепенного перехода к полному охвату детей пятилетнего возраста подготовкой к школе; дальнейшее развитие государственной сети дошкольных учреждений, особенно на селе.

В системе школьного образования к 2008 г. будет завершен переход к обязательному десятилетнему образованию при 4-летней начальной и 6-летней базовой школе, а к 2010 г. – полному среднему образованию. Поэтапное снижение наполняемости классов создаст оптимальные условия для обучения и охраны здоровья учащихся.

В сфере профтехобразования и среднего специального образования получит развитие сеть профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей.

В ближайшие 5 лет каждому выпускнику базовой и средней общеобразовательной школы предоставится возможность продолжить образование в профессионально-техническом, среднем специальном или высшем учебном заведении.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Предмет политологии
Важную роль в изучении вопроса о предмете политологии и в интернационализации ее академического признания сыграл известный Международный коллоквиум по вопросам содержания и структуры политической науки (Париж, 1948 г.), созванный по иници ...

Геополитическая идентификация Европы. Оценка геополитического положения Европы
Древнегреческое обозначение «Европа» происходит от семитского корня «Эреб» или «Ириба», что означает «Запад» (в противовес Азии - от слова «Асу», означающего «Восток»)[1]. Под «Европой» можно понимать и господствующую на земном шаре индус ...

Классификация и типология политических партий.
Разнообразие исторических и социально-культурных условий развития стран и народов привело к возникновению политических партий, которые имеют разные организационные структуры, разную идеологическую направленность; существенно они отличаютс ...