Политические процессы: сущность и структура
Страница 2

Внешнеполитический и внутреннеполитический процесс.

Первый развивается в международном политическом пространстве. На него оказывает влияние внешняя политика, регулирующая взаимодействие государства с другими странами.

Содержание внутриполитического процесса имеет свои качественные характеристики внутри каждой страны. Оно зависит от форм государственного правления и устройства, политических режимов, характеристик правящей элиты, менталитета самих обществ и т.д.

Эволюционный и революционный процесс.

Эволюционный – это последовательный процесс развития, для которого характерны легитимность власти, правовое обеспечение, устойчивые политические ориентиры и т.д.

Революционный тип – радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеют обвальный характер. В данном случае используются как мирные средства, так и насилие.

Стабильный и нестабильный политический процесс.

Стабильный основывается на устойчивости социальных структур, повышающемся жизненном уровне населения, преемственности власти, эффективности взаимодействия государства и общества. Общественные силы консолидированы.

При нестабильном политическом процессе характерна частая смена массовых настроений. Причины для этого могут быть самые различные: от спада производства до этнических конфликтов.

Различают также несколько режимов существования политического процесса: функционирование, развитие и упадок.

В режиме функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между обществом и государством. Традиции преобладают над новациями. Изменения в социальной структуре практически не происходят.

Режим упадка представляет собой распад политической целостности. Власть утрачивает контроль над ситуацией. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией.

В условиях режима развития общественно-политическое пространство приобретает новое качественное состояние. Адекватно обновляемому содержанию жизни формируются и новые структуры государственного управления. Эта положительная динамика может, тем не менее, сопровождаться борьбой различных тенденций. В этой ситуации очень важно не допустить общественного противостояния, консолидировать общество вокруг государства.

В режиме развития находится Республика Беларусь, начиная с референдума 1996 года. В материалах, опубликованных недавно Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, представлена динамика развития страны и основные ориентиры государственной социальной политики, начиная с ячейки государства – семьи.

В Беларуси сложилась достаточно развитая система социальных гарантий семьям с детьми – одна из лучших на постсоветском пространстве. Она регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и другими директивными документами, среди которых Указ Президента Республики Беларусь «Об основных направлениях государственной семейной политики», президентская программа «Дети Беларуси».

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, предоставление бесплатного питания для детей первых двух лет жизни.

Материальную помощь в республике получают около 900 тысяч детей, или 41,5 % от их общего количества, причем независимо от доходов родителей, а в возрасте до трех лет пособиями охвачены свыше 90 % всех детей».

Образование – важнейший приоритет государственной политики. Выбор стратегии развития средней и высшей школы позволил определить параметры реформирования всех уровней образования и на этой основе разработать «Основные направления развития национальной системы образования». В соответствии с утвержденными программными документами в период до 2010 г. предполагается проведение следующих мероприятий. В системе дошкольного образования: обеспечение постепенного перехода к полному охвату детей пятилетнего возраста подготовкой к школе; дальнейшее развитие государственной сети дошкольных учреждений, особенно на селе.

В системе школьного образования к 2008 г. будет завершен переход к обязательному десятилетнему образованию при 4-летней начальной и 6-летней базовой школе, а к 2010 г. – полному среднему образованию. Поэтапное снижение наполняемости классов создаст оптимальные условия для обучения и охраны здоровья учащихся.

В сфере профтехобразования и среднего специального образования получит развитие сеть профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей.

В ближайшие 5 лет каждому выпускнику базовой и средней общеобразовательной школы предоставится возможность продолжить образование в профессионально-техническом, среднем специальном или высшем учебном заведении.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяе ...

Понятие политической партии. Основные признаки и функции политических партий
Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Политическая партия – н ...

Неоатлантизм и мондиализм
Победа над СССР означала вступление в радикально новую эпоху, которая требовала оригинальных геополитических моделей. Геополитический статус всех традиционных территорий, регионов, государств и союзов резко менялся. Осмысление планетарной ...