Личность в спектре современных политических теорий
Страница 2

Христианская социально-политическая концепция, а также социалистические идеи способствовали теоретическому обоснованию необходимости отказа от традиционных для раннего либерализма представлений о роли государства как "ночного сторожа" и о преимущественно неполитическом характере жизненной основной среды личности. Оказалось, что невмешательства государства в область социально-экономических отношений явно недостаточно для обеспечения большинству граждан свободы и нормальных условий существования, так как это сдерживает развитие некоторых отраслей экономики, обесценивает для низших слоев общества политические и гражданские свободы, делает их практически трудноосуществимыми.

Оно способствует углублению имущественного неравенства и обострению социально-классовых конфликтов, подрывает социальную стабильность либеральной демократии. Учет всего этого привел политическую мысль к существенному смещению акцентов с либеральных идей ограничения государственной власти для обеспечения индивидуальной свободы к христианской концепции использования государства в интересах достижения всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержки слабых и обездоленных.

В современных демократических государствах человек и власть взаимодействуют не только в собственно политической сфере - области государственного устройства, формирования органов власти, но и в вопросах распределения доходов, обеспечения социальной справедливости. Социальная политика превратилась в одно из центральных направлений деятельности государства.

Наиболее прохладно относятся к ней неоконсерваторы и, особенно, либертаристы, выступающие за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике, но и всюду, где оно возможно. Наиболее последовательные сторонники расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и государства - социал-демократы, христианские демократы, левые либералы и коммунисты. [15]

Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной жизни призваны права человека.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.

Политическая демократия - это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина.

При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться.

Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям.

[1] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.125

[2] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.128

[3] Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С.210

[4] Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С.215

[5] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.136

[6] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.219

[7] Ященко, А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 2000. С. 234

[8] Чистяков ,О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 2004. С. 107 - 110, 123 - 126

[9] Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. - Учебник. М., 2006. С. 262.

[10] «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

[11] Чиркин, В.Е.,Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 2002. С. 14 - 15.

[12] Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 65

[13] Мухаев, Р.Т., Политология: Учебное пособие. – М.: 2000 – С.210

Страницы: 1 2 3


Другие публикации: