Типология политических системСтраница 2
Что касается внутренней организации конфедераций, следует обратить внимание на следующие моменты:
— финансовые ресурсы образуются из взносов государств-членов;
— вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов;
— нормы закона становятся обязательными, если они опубликованы в качестве закона каждым государством-членом;
— в состав законодательного органа входят представители объединенных государств в равном количестве, обладающие одинаковыми статусом и полномочиями;
— бюрократический аппарат, общий для всех государств-членов, отсутствует;
— исполнительные органы функционируют на коллегиальной основе;
— международная политика проводится совместно, согласованно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.
Примером политической системы конфедеративного типа является Швейцарская конфедерация, возникшая в 1291 г. как союз трех кантонов (Швиц, Ури, Унтервальден) для защиты от агрессивной внешней политики Габсбургов. Политической системой на основах конфедеративного устройства являлись и Соединенные Штаты Америки со времени завоевания независимости в 1776 г. и до принятия Конституции континентальным конгрессом в 1787 г. В конце XX в. попытки объединения государств на конфедеративной основе предприняты развитыми странами современной Европы (Европейский Союз), Россией и Беларусью.
Как показывает исторический опыт, конфедеративные политические системы являются в той или иной мере системами переходного периода и жизнеспособность их форм очень неустойчива. Существуют два типа конфедерации: к первому относятся те конфедерации, которые затем трансформируются в федеративные политические системы. Ко второму — те, которые терпят неудачу и распадаются.
Конфедерации зачастую возникали в условиях политического, а чаще просто военного кризиса, так как государства, их образующие, видели в них средство противостояния общей военной опасности. Конфедерации отвечали в таких случаях стремлению политических элит к взаимному усилению власти посредством союзов, отдаляющих опасность смещения их с того места, которое они занимали в своих государствах.
Ценой, которую платят элиты государств — членов конфедерации за укрепление подобным образом своей власти, является ограничение суверенитета, которым они обладали до создания объединения. Именно эта причина часто оказывалась решающей при роспуске конфедерации. Кроме того, несмотря на юридическое равенство государств-членов, на практике кто-либо играет главенствующую роль благодаря своему более значительному экономическому, политическому, военному и иному потенциалу, что ведет к возникновению клиентельских взаимоотношений.
Еще один тип политической системы — это современное национальное государство, которое получило наибольшее распространение за последние сто лет. Национальное государство пришло на смену средневековому полицентризму, противопоставив ему свое суверенное единство и освободившись от папской опеки над светской властью. Само же формирование такой политической системы прошло через этап абсолютных и конституционных монархий.
Другие публикации:
Социальная основа российского Интернета
За десять лет своего существования российский Интернет в той или иной степени охватил почти всю страну. На середину 2001 г. вся аудитория российского Интернета составила по максимальным оценкам 12,8 млн. человек [Monitoring.ru, 2001], или ...
Политические партии современных государств. Правовой статус
политических партий в европейских странах
Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя парт ...
Конституционные реформы под давлением США. Конституция
1947г.
Насаждение тоталитарных методов правления сочеталось с агрессивным внешнеполитическим курсом правящих кругов, направленным на создание так называемой "сферы сопроцветания". В 1931 г. была оккупирована Маньчжурия (северо-восточна ...

