Общественно - политическая мысль К. Маркса
Страница 1

Политические публикации » Марксистская концепция развития России » Общественно - политическая мысль К. Маркса

К. Маркс о политической экономии писал: "наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов". Ленин характеризовал политическую экономию как науку о развивающихся исторических укладах общественного производства, дающую представление о его различных системах и о коренных чертах каждой системы, и указывал, что предмет политическая экономия "вовсе не производство материальных ценностей, как часто говорят, а общественные отношения людей по производству".

Марксизм произвел революционный переворот в политической экономии, превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную политическую экономию, создав на ее месте собственности политической экономии труда.

Теория политики в общественной или теоретической политологии изучает политику в широком понимании как общественное явление, в ее сути и в проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и закономерности возникновения, развития и функционирования государства, власи, права. Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики. Государство - это центральный элемент политической системы государства. Знание и понимание гражданами сути государства, своих прав и обязанностей, владение процедурами общественно-политического взаимодействия является важным условием общественной стабильности, эффективного государства, преобразование его на "дело каждого".

Марксистское понимание природы государства было изложено Ф. Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй "был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы". Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, "усовершенствование" государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура. В труде В.И. Ленина "Государство и революция", который является одним из программных в марксизме, бала откровенной пробой теоретического революционного осуществления государственности как диктатуры одного класса.

Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства: "Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает все концентрированное выражение, В сферу деятельности государства входят "специфические функции", вытекающие из противоположности между правительством и народными массами. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая соответствует и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанной, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации: