Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР
Страница 4

Политические публикации » Анализ политической деятельности Андрея Сахарова » Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР

как ученый-атомщик, просто как человек. К тому же ему чуждо было подчинение, для него важнее была свобода и независимость.

Сахарова-депутата волнуют и серьезно беспокоят события в Грузии, произошедшие 9 апреля 1989 года. Он активно выступает за отмену действий антидемократических законов о митингах и демонстрациях, за отмену шестой статьи Конституции (призывает ко всеобщей политической забастовке 11 декабря с требованием отмены этой статьи) и принятие важного в то время документа “Декрет о власти”.

Он участвует в выработке текста резолюции Межрегиональной группы депутатов “О национально-конституционной реформе” и завершает свою работу над проектом Конституции Союза советских республик Европы и Азии, выступает с осуждением войны в Афганистане, против кровавой расправы в Китае над мирными демонстрантами в Пекине на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г.

Обратимся теперь к одной из его самых главных разработок в общественно-политической жизни - проекту Конституции Союза советских республик Европы и Азии. Она состоит из 45 пунктов и охватывает все стороны жизни общества. Конституцию Сахарова можно условно разделить на несколько частей. В первой (1-15 пункты) раскрываются основные права граждан, цели Союза. Цель народа Союза Советских республик Европы и Азии и его органов власти ученый определил как счастливую, полную смысла жизнь, материальную и духовную свободу, благосостояние, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения. Долгосрочная же перспектива – это сближение социалистической и капиталистической систем как единственное решение глобальных и внутренних проблем. По конституции все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье, а гарантированные гражданские права – это свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища, свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации (п.6). Признана недопустимость смертной казни в мирное время, применение ядерного оружия и устанавливается принцип презумпции невиновности.

Вторая часть Конституции посвящена республикам, состоящим в Союзе и их правам. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики является право на самоопределение. Республика имеет право выхода из Союза. Входящие же в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве Основного закона, действующего на территории республики, наряду с Конституциями республик. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой, обладает полной экономической самостоятельностью. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства систему правоохранительных органов. На территории республики государственным является язык национальности, указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны две или более национальности, то в республике действуют два или более государственных языка. Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений является русский язык.

Третья часть Конституции посвящена организации центральной власти Союза. Центральное правительство Союза включает: Съезд народных депутатов Союза; Совет Министров Союза; Верховный Суд Союза. Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских Республик Европы и Азии. По Конституции Съезд народных депутатов Союза представляет собой законодательную власть и имеет две палаты: Палата Республик (избирается по территориальному принципу по одному депутату от избирательного территориального округа с приблизительно равным числом избирателей) и Палата Национальностей (избирается по национальному признаку по одному депутату от 600 тысяч избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата данной национальности). Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком на пять лет. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, утверждает высших должностных лиц Союза, назначает Комиссии для выполнения одноразовых поручений, назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над работой органов исполнительной власти, контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и республиканских денежных знаков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Функции и типы политического лидера
Интегративная – объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом. Ориентационная – выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп нас ...

Мор Т. Организация жизни и быта утопийцев. Понятие, виды преступлений
Томас Мор (1478-1535гг.) писатель социалистического направления, автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Сочинения подобного профиля обычно начинаются с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков соврем ...

Верхние эшелоны власти
Политическая система СССР 70-х годов сохранила основные особенности институтов власти предшествующих десятилетий. Важнейшими чертами преемственности было отрицание принципа разделения властей, политический монополизм и превращение партийн ...