Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР
Страница 3

Политические публикации » Анализ политической деятельности Андрея Сахарова » Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР

Характеристика общественных отношений, данная Сахаровым в этой статье, как и в ряде иных выступлений этого периода, находилась в вопиющем противоречии с официальной политической доктриной развитого социализма. Разумеется, позиция Сахарова не только не обсуждалась, не допускалось включение ее в оборот общественного мнения. Она была изъята из обращения с помощью средств идейного контроля и блокирования информации.

19 сентября 1977 года Сахаров направил письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни. В нем он подробно описывает, почему он против смертной казни. Для него это «жестокий и безнравственный институт, подрывающий нравственные и правовые устои общества»[7]. Государство, которое присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни, не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Он отрицает сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников, а уверен в обратном – «жестокость порождает жестокость»[8]. В письме он проявил себя как истинный гуманист, он допускает изменение личности преступника, даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни после заключения.

Не менее важную роль для понимания взглядов Сахарова имеет другая его статья - «Движение за права человека в СССР и Восточной Европе – цели, значение, трудности», написанная в 1978 году. В ней он ещё раз подчеркивает, что «коммунистическая идеология, с её обещанием общемирового общества социальной гармонии, труда, материального процветания и свободы в будущем, на деле в государствах, называющих себя социалистическими, трансформировалась в идеологию партийно-бюракратического тоталитаризма»[9]. Ему же наиболее разумной представляется общественно-политическая идеология, выдвигающая на первое место права человека. Сахаров убежден в необходимости гражданских и политических прав: «Право на свободу убеждений и распространение информации, право на свободный выбор страны проживания и места проживания внутри страны, свобода вероисповедания, право на забастовки, право образования ассоциаций, отсутствие принудительного труда – являются гарантией свободы личности, осуществления социальных и экономических прав человека, международного доверия и безопасности»[10]. Сахаров по пунктам доказывает в этой статье, что эти гражданские и политические права наиболее сильно нарушаются в СССР. Итак, А.Д. Сахаров в данной статье показал, что его идеология – это защита прав человека, это борьба против страданий людей.

Из Горького он в 1980 году пишет свое Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. В нем он поднимает тему войны в Афганистане, которая к тому моменту продолжалась уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Но главная причина, по которой Сахаров просит о завершении всех военных операций в Афганистане – это то, что «внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны, не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля»[11]. Сахаров предлагает, чтобы нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантировалась Советом Безопасности ООН. Также в этом письме он обращается с просьбой освободить «узников совести, осужденных и арестованных за убеждения и ненасильственные действия»[12]. Вновь и вновь Сахаров выступает, как ярый защитник прав человека.

В 1989 году А.Д. Сахаров избирается народным депутатом СССР и становится одним из самых активных депутатов перестроечного периода. Он – приверженец либеральных ценностей, инициатор демократической волны.

Сахарову предложили войти в состав Верховного Совета, и к удивлению всех, он отказался, скромно заявив: “Я не родился для общественной деятельности”. Потому что он всегда острее других чувствовал свою ответственность перед людьми и обществом,

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Федеративное устройство
·РСФСР ·Литовская ССР ·Латвийская ССР ·Молдавская ССР ·Азербайджанская ССР ·Грузинская ССР ·Киргизская ССР ·Таджикская ССР ·Казахская ССР ·Армянская ССР ·Узбекская ССР ·Белорусская ССР ·Туркменская ССР ·Украинская ССР ·Эстон ...

Вывод
После распада СССР и экономического кризиса А.Акаев и местные элиты не имели другой возможности быстро разбогатеть, иначе как от­крыв страну для иностранного кредитования, причем не только экономики, но и собственно де­мократических рефор ...

БНФ
Осенью 1988 г. идея создания в Беларуси общедемократического движения в поддержку перестройки высказывалась многими общественными деятелями и организациями. Основную роль в создании Народного фронта сыграли существовавшие к тому времени м ...