Типология современных политических системСтраница 6
В соответствии с социальной основой выделяются: военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); гражданская; национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическая система.
Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.
Широко распространено деление политических систем на:
Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.
Политические системы подразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;
закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.
Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие:
завершенные и незавершенные;
централизованные и децентрализованные;
микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;
инструментальные и идеологические;
с высоким, средним, низким уровнем автономизации.
Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.
Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.
Другие публикации:
Исполнительная ветвь власти, исполнительные органы
и "особое ответвление" - органы Банка России. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной
власти и значение исполнительных орг
Часть 2 статьи 77 Конституции РФ предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения"[20].
В то же время некоторые исследователи, утвержд ...
Политические партии Российской Федерации и республики Беларусь
История политических партий, развития партийной системы в СССР и странах, возникших после его распада независимых государств, имеет весьма противоречивый характер.
В настоящее время государства, входившие в состав СССР, вступили в новый ...
Политическая партия как организация
В марксистской литературе в течение многих десятилетий проблема политических партий сводилась к изучению лишь коммунистических партий. На них проецировалось и теоретическое определение понятия «политическая партия», что, конечно, ограничи ...