Мотивы террористов
Страница 1

С. А. Эфиров называет следующие мотивы терроризма:

– самоутверждение,

– самоидентификация,

– молодежная романтика и героизм, придание своей деятельности особой значимости,

– преодоление отчуждения, конформизма (приспособленчество, бездумное следование общим мнениям), обезлички, стандартизации, маргинальности и т. п.

Также возможны корыстные мотивы.

Самым основным мотивом Эфиров считает «идейный абсолютизм», «железные» убеждения в обладании единственной, высшей, окончательной истиной, уникальным «рецептом спасения» своего народа, группы или даже человечества.

Прежде всего, нужно отметить несомненность такого мотива как самоутверждение, который часто переплетается с желанием доминировать, подавлять и управлять окружающими. Такая потребность бывает связана с высокой тревожностью, которая проявляется в случае господства в социальной среде, причем господство может достигаться с помощью грубой силы, уничтожения неугодных. Данный мотив обнаруживается в любом виде террористического поведения, тем более что подавление других часто обеспечивает и личную безопасность.

Одним из мотивов также является мотив, который влечет за собой человеческие жертвы, выступает влечение отдельных людей к смерти, к уничтожению, столь же сильное, как и влечение к жизни. Психолого-психиатрические особенности личности террориста во многом определяются тем, что он соприкасается со смертью, которая, с одной стороны, влияет на его психику, поступки и на события, в которые он включен, а с другой – его личностная специфика такова, что он стремится к смерти. Это террорист некрофил. Влечение к смерти (некрофилия) объединяет значительную группу людей, которые решают свои главные проблемы, сея смерть, прибегая к ней или максимально приближаясь.

Некрофилы живут прошлым и никогда не живут будущим, считал исследователь Эрих Фромм. Это находит свое достоверное подтверждение особенно у националистических террористов, которые любят восхвалять героическое прошлое своего народа и без остатка преданы традициям. Для некрофила характерна также установка на силу, как на нечто, что разрушает жизнь. Применение силы не является навязанным ему обстоятельством преходящим действием – оно является его образом жизни.

Террорист делает смерть своим фетишем, тем более что сам террористический акт должен внушать страх, даже ужас. Здесь угроза смерти и разрушения, вполне возможных в будущем, надстраивается над уже свершившимся, образует пирамиду, которая вдвойне должна устрашать. Смерть отпечатывает на террористе – некрофиле свой образ, начинает говорить с ним на своем языке, и он его понимает. Контакт со смертью представляет собой преодоление ограниченности своего бытия и выход за его пределы в бесконечное, ибо смерть и есть бесконечное. Пребывание в нем, хотя бы и путем уничтожения другого, определяет то особое, никак не сравнимое с обычным состоянием психики, нахождение ее в специфическом измерении, что наблюдается практически у всех убийц, которые убивали неоднократно. В бесконечном, то есть в смерти другого, индивид живет своей еще непрожитой жизнью и настолько эта часть собственного существования представляется наполненной негативными переживаниями, настолько вероятны деструктивные устремления. Раз приблизившись к ней, такой человек начинает приобретать опыт, который либо осознается и становится основой его внутреннего развития, либо не осознается и на уровне личностного смысла определяет его поведение, в том числе и через потребность вновь и вновь испытывать соприкосновения с тем, что находится за гранью жизни. Очень важно подчеркнуть, что данный мотив, как и большинство других, существует на бессознательном уровне и крайне редко осознается действующим субъектом.

Еще один мотив, который способен породить террористический акт – желание покончить жизнь самоубийством, ведь террористы-самоубийцы отнюдь не редкость. Данный мотив реализуется в следующих вариантах:

1) субъект стремится к гибели при учинении данного преступления и все делает для этого, причем он может хотеть такой «славной» смерти, чтобы напоследок привлечь к себе внимание, которого он до этого был лишен;

2) человек вполне понимает, что обязательно погибнет, но сознательно жертвует собой ради «высокой» идеи. Индивид идет на весьма рискованное для него террористическое преступление, но его сознание не охватывает реально существующий мотив самоубийства.

Среди террористов немало и тех, кто движим игровыми мотивами. Для них участие в террористических актах – это игра: с обстоятельствами, врагом, судьбой, и даже со смертью. Особенно это характерно для молодых людей, в том числе подростков. Данную ситуацию они воспринимают как захватывающую игру, ставкой в которой может быть их жизнь. Но многих это не пугает: для них собственная жизнь, лишь плата за участие в столь «захватывающей» игре.

Страницы: 1 2


Другие публикации: