Новые реалии – новая система

Политические публикации » Избирательная система » Новые реалии – новая система

Говоря об избирательной системе, мы понимаем набор норм и процедур, регулирующий избирательный процесс. Различные избирательные системы, которые используются сегодня в политической практике, имеют свои достоинства и недостатки. Смена избирательной системы в стране может привести к масштабным изменениям в политике, что приводит к метаморфозам во власти.

На первый взгляд, инициированный Кремлем переход на чисто пропорциональную избирательную систему выглядит нелогичным, однако у подобной реформы есть серьезные резоны. Главный аргумент – чисто пропорциональная система повышает степень контроля федерального центра над формированием списка «партии власти», а впоследствии – над депутатским корпусом. При прежней системе региональные группы интересов могли проводить своих лоббистов в Думу по одномандатным округам. Главным "выигрышем" от смены избирательной системы станет ограничение регионального лоббизма.

Второй, не менее серьезный аргумент, обосновывающий данную реформу - переход на пропорциональную систему сопровождался постепенным, но неуклонным повышением «входных барьеров» на рынок политической конкуренции: закон о партиях (2001г.), вводящий монополию партий на участие в выборах по спискам; повышение отсекающего барьера (2002г., но с отложенным вступлением в силу); запрет на участие в избирательных объединениях общественных организаций (2003г.), второе повышение минимальной численности партий (2004г.); запрет депутатам выходить из фракций (2004); отказ от одномандатных округов и запрет блоков на выборах в Госдуму (2005г.), запрет блоков на региональных выборах, изменение порядка регистрации партий и кандидатов (ужесточение требований к сбору подписей и фактическое повышение суммы избирательного залога). Изменения в избирательном законодательстве происходят по инициативе исполнительной власти и активно поддерживаются «Единой Россией» в Думе.

Есть точка зрения, что переход к пропорциональной избирательной системе в России был выгоден парламентской партии-гегемону. Вспомним выборы 7 декабря 2003 года, когда именно мажоритарная избирательная система дала возможность ВПП «Единая Россия» получить квалифицированное большинство в Думе, потому что результаты выборов по одномандатным округам дали ВПП «Единая Россия» 185 депутатских мандатов из 225. По итогам выборов 2 декабря 2007 года именно за счет перехода к пропорциональной избирательной системе ВПП «Единая Россия» для того чтобы получить конституционное большинство в Думе пришлось, во-первых, набрать достаточно высокий процент голосов в поддержку партии, во-вторых, сдержать прохождение других партий в парламент.

В итоге при такой системе более вероятным становится парламент, в котором «партия власти» имеет простое большинство (или показатель, близкий к нему), а остальные партии либо слабы, либо зависимы.

72 процента голосов – столько в сумме голосов избирателей получили на минувших парламентских выборах партии, поддерживающие политику президента: «Единая Россия» и «Справедливая Россия». «Единая Россия», чей список возглавил президент, получила свыше 64% голосов избирателей. За «Справедливую Россию», которая прошла в парламент с первых в своей биографии парламентских выборов – отдали голоса 7,75% пришедших на избирательные участки россиян. В результате такой победы «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте и укрепила свои позиции, то есть конституционное большинство – 315 мест в Государственной Думе.

2 марта 2008 года состоялись выборы президента Российской Федерации. Одновременно с выборами президента в 11 регионах прошли выборы в местные парламенты. Везде убедительную победу удержала «Единая Россия». Во всех 11 региональных парламентах «единороссы» получили большинство мест, при этом почти в половине взяли около 80%. Таким образом, «Единая Россия» упрочила свои позиции за счёт преждевременных выборов президента, отодвинув на второй план выборы в региональные парламенты.

Вполне понятно, что участвовать в дорогостоящей избирательной кампании без поддержки крупной политической партии сейчас практически не возможно. Поэтому в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли может рассчитывать на победу на выборах.

В прошлом кандидатом, чтобы стать национальной фигурой, приходилось подниматься по длинной политической лестницы, доказывать свои достоинства в острых дискуссиях, выступая в партийных организациях. Сегодня они могут совершить мгновенный эффектный выход на национальную политическую сцену с помощью политической рекламы в средствах массовой информации.


Другие публикации:

Внутренние противоречия демократии
Все факторы, влияющие на становление демократии, так или иначе проявляются в волевом замысле элитарных кругов, ставящих целью создание в собственной стране демократических политических порядков. Это определяет центральную роль тех идеальн ...

Политическая власть как объект политологического анализа
Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них. Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью ра ...

Характеристика выборов
Самый массовый Единый день голосования за всю его историю протекал достаточно спокойно. Свой выбор на 30 тысячах избирательных участков должны были сделать 30 миллионов человек, зарегистрированных в списках избирателей. "Кто из них п ...