Северный Кавказ как полигон этнических конфликтов
Страница 3

— ислам и православие в регионе имеют существенные особенности. Кавказское православие и кавказский ислам являются феноменами, весьма отличающимися от принятых стандартов;

— этническая консолидация на Кавказе развита сильнее, чем конфессиональная. Более того, между различными направлениями ислама на Кавказе (суфизм и "салафийа") существуют серьезные и подчас непримиримые противоречия.

Армяно-азербайджанский, российско-чеченский, осетино-ингушский конфликты нередко трактовались как конфликт христиан и мусульман. Наличие религиозной мотивации в этих конфликтах очевидно. Но очевидно также преобладание этнических лозунгов над целями борьбы за веру. Союзником христианской Армении, а не мусульманского Азербайджана, является Исламская Республика Иран, в то время как светская Турция, ориентированная на США и Западную Европу, поддерживает Баку. В ходе вторжения боевиков Ш.Басаева в мусульманский Дагестан на стороне российских войск (среди которых были и призывники-мусульмане) выступили мусульмане — жители Дагестана.

Даже наиболее известные теракты чеченских сепаратистов (Буденновск, Кизляр, Норд-Ост) проходили не столько под зеленым знаменем пророка, сколько под лозунгом независимости Ичкерии. В ходе периодического обострения латентных межэтнических конфликтов друг против друга выступали представители различных этносов, исповедующих ислам.

Мусульманами являются такие оппоненты, как кабардинцы и балкарцы, карачаевцы и черкесы, аварцы и чеченцы-аккинцы, лакцы и кумыки. Грузино-осетинский или грузино-абхазский конфликты проблематично рассматривать в рамках религиозного дискурса. Напротив наиболее жестокими конфликтами, сопровождавшимися насилием, были противостояния между представителями различных направлений ислама (тарикатисты и салафиты ("ваххабиты")). Наиболее острые формы такая борьба приняла в Дагестане и в Чечне (см. рисунок 2).

Таблица 2 - Хронология Чеченского конфликта.

Временной период

Основные события.

Итоги.

Август — ноябрь 1991 г.

Насильственное свержение режима Д. Завгаева и разгон легитимных органов власти. Он привел к распаду Чечено-Ингушской республики и избранию президентом ЧР Ичкерия Д. Дудаева.

Провозглашение не зависимости Чечни (ноябрь 1991 г.).

1992-1994.

Установление националистической диктатуры. Д. Дудаева, обострение ее конфликта с федеральным центом и внутри чеченского общества с национал-демократической оппозицией, архаизация чеченского общества и системы власти на основе традиционных представлений.

Криминализация режима Д. Дудаева и перерастание конфликта в открытые вооруженные формы.

Конец 1994 — август 1996.

Конфликт режима Д. Дудаева с федеральным центром перерос в военные действия —«наведение конституционального порядка». Временная консолидация различных типов чеченского национализма произошла на антироссийской основе в связи с большими разрушениями и жертвами (до 40 тыс. чел.).

Активизация в Чечне неоваххабизма. Разгром дудаевщины и переход к восстановительному периоду 1995 — 1996 гг. в период администраций С. Хаджиева и Д. Завгаева, который был прерван хасавюртовскими соглашениями в августе 1996 г. и выводом российских войск.

Август 1996—1999 гг.

Националистический режим избранного президента ЧРИ А. Распад чеченского общества как следствие военных действий и не способности экстремистов преодолеть кризис.

Превращение Чечни в один из центров международного терроризма, торговли заложниками, наркотиками и т.д.

1999- 2002 гг.

Агрессия части полевых командиров и интернациональных банд, ориентированных на северокавказский ваххабизм против Дудаева.

Антитеррористическая операция в Чечне и разгром основных сил сепаратистов.

С 2001 г.

Поиск путей восстановления экономики, социальных отношений, политической системы, статуса Чеченской республики как субъекта Российской Федерации.

Важным шагом в этом направлении стали референдум по принятию конституции Чеченской республики (23 марта 2003 г.) и легитимное избрание Президента А. Кадырова

Страницы: 1 2 3 


Другие публикации:

Союз исламских богословов
ДУИ (Союз исламских богословов). Штаб-квартира находится в северо-западной пограничной провинции Пакистана. Лидеры - Фазл-ур-Рахман и Сами-уль-Хак. Основные цели: создание в Пакистане исламского суннитского государства, защита интересов б ...

Структура общества и ее функционирование
Человек - существо политическое, утверждал Аристотель. Однако политика - не единственная забота человека, и отнюдь не занимает всех его помыслов. Прежде чем заниматься политикой, индивид должен удовлетворить свои повседневные потребности ...

Жозеф де Местр и С. С. Уваров
Среди историков, изучавших влияние франко-итальянского консервативного мыслителя Жозефа де Местра в России, утвердилось представление о том, что де Местр в XIX в. пережил два взлета популярности. В первый раз – еще во время пребывания в Р ...