Геополитическая идентификация Европы. Оценка геополитического положения Европы
Страница 1

Политические публикации » Геополитика России - направление - Европа, Германия » Геополитическая идентификация Европы. Оценка геополитического положения Европы

Древнегреческое обозначение «Европа» происходит от семитского корня «Эреб» или «Ириба», что означает «Запад» (в противовес Азии - от слова «Асу», означающего «Восток»)[1]. Под «Европой» можно понимать и господствующую на земном шаре индустриальную цивилизацию. «Европа» - это высокие технологии и высокий уровень жизни, развитая инфосфера, общемировая транспортная сеть.

Европейская цивилизация ведет свою историю от Римской Империи, первой универсальной организующей структуры, объединяющей Ойкумену. Основанная на идеях государственности, формального - притом светского - права, веротерпимости, оплачивающая свое существование за счет единой налоговой системы и развитой торговли, Империя имела если не все, то почти все атрибутивные признаки современного цивилизованного государства.

Современная конструкция географического образа «Европы» в общих чертах сложилась на рубеже Средних веков и Возрождения как лишённое трансцендентных смыслов обозначение пространства, которое в предыдущую эпоху понималось как «Священная Империя».

Если раньше, говоря о «европейскости» того или иного явления, подразумевали его некий высокий духовный потенциал, определённую «избранность» на фоне «неевропейского», то теперь «европейскость» стала синонимом технологического и экономического развития, синонимом материального благополучия, высокого стандарта потребления.

С одной стороны, перед исследователем предстает - Европа, хранящая память о гибеллинском идеале Священной империи, Европа средневековых рыцарских орденов и более поздних инициатических и герметических организаций, с другой стороны - Европа Реформации и Просвещения, Европа еретических сект и политических партий, Европа МВФ, Всемирного банка, Римского клуба, Тринитарной Комиссии, Европа «Золотого миллиарда». С одной стороны - континентальная геополитика «серединной Европы», с другой - «евроатлантики». Различия между обозначенными ликами Европы объясняются не просто доминированием тех или иных идеологических или общекультурных тенденций. Здесь речь идёт именно о различной онтологической основе, о концептуально противоположных ориентациях в бытии.

Главная нетождественность этих «двух Европ» - различное понимание человеческой природы, человека как такового. В одном случае имеет место «антропологический максимализм» - человек рассматривается как сотворённый по образу и подобию Божьему, следовательно, способный к созиданию, к максимальной реализации духа, к трансцендентным состояниям, к обожению. Это мистическая Европа напряжения духовных сил, Европа иерархий, Европа средневековых рыцарей и консервативных революционеров XX века.

В другом случае речь идёт об «антропологическом минимализме»:человек представлен прежде всего как проводник низших иерархических уровней своей внутренней организации, как неспособный к единению с Богом, как абсолютно самодовлеющее и закрытое для самых высоких интуиций существо. Это Европа гуманизма и ренессансного искусства, картезианской логики и просветительского рационализма, позитивизма, либеральной идеологии, индивидуализма, мондиалистских теорий и глобализма.

Традиционно географически Европу (Приложение 1) подразделяют на: Западную, Северную, Центральную, Восточную и Южную. В рамках геополитического подхода такое деление может быть иным. Так, например, А.Дугин[2] выделяет Среднюю Европу. Средняя Европа, как он считает, представляет собой естественное геополитическое образование, объединенное стратегически, культурно и отчасти политически. Этнически в это пространство входят народы бывшей Австро-Венгерской Империи, а также Германия, Пруссия и часть польских и западно-украинских территорий. Консолидирующей силой Средней Европы традиционно является Германия, объединяющая под своим контролем этот геополитический конгломерат.

Такие авторы, как В.В.Вольский, В.П.Колесов, В.Е.Рыбалкин, З.К.Раджабова и многие другие рассматривают пространство Европы в традиционном смысле[3].

По А.Дугину, геополитической столицей Средней Европы логичнее всего считать Берлин как символ Германии, являющейся, в свою очередь, символом и центром всего этого образования. Только Германия и немецкий народ обладают всеми необходимыми качествами для эффективной интеграции этого геополитического региона исторической волей, прекрасно развитой экономикой, привилегированным географическим положением, этнической однородностью, сознанием своей цивилизационной миссии. Сухопутная и идеократическая Германия традиционно противостояла торгово-морской Англии, и специфика этого геополитического и культурного противостояния заметно затронула европейскую историю, особенно после того, как немцам удалось наконец создать свое собственное государство[4].

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Партия «Ислах»
Партия «Ислах» (Йеменское единение "за реформу"). Образована в 1991 году. Лидеры - шейх А.Х. Аль-Ахмар (глава партии, председатель парламента Йемена) и шейх А.М. Аз-Зиндани (глава радикального крыла). Является легальной политиче ...

Ильин Иван Александрович (1883-1954)
Русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и противник советской власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). Родился в Москве в дворянской аристократической семье. Взгляды Ильина сильно повлияли на ...

Партийная система 90-х годов XX века.
Победа на парламентских выборах в 1997 г. вывела партию из затяжного кризиса. Возникнув, как массовая партия рабочего класса, авангард тред-юнионистского движения, ЛПВ стала заложницей последующих изменений в социальной структуре своего э ...