Характеристика основных методов политологии

Политические публикации » Социальные функции и методы политологии » Характеристика основных методов политологии

Специфика этой науки определяется взаимосвязью общих и частных, фундаментальных и прикладных методов. Наиболее важные из них можно разделить на три группы.

Общие методы исследования политических объектов. К этой группе в первую очередь относится социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Нормативный или нормативно-ценностный подход основан на выяснении значения политических явлений для общества и личности, их оценке с точки зрения общего блага, справедливости и т.д. Он ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), которые направлены на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Этот метод широко использовался К.Марксом. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.

Системный метод (50-60-е гг. ХХ в., Т.Парсонс и Д.Истон) требует рассмотрения политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, целостного восприятия объекта исследования и всестороннего анализа связей между отдельными элементами в рамках широкого целого.

Институциональный метод ориентирует на изучение политических институтов - государств, партий, а также права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Антропологический подход во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии).

Деятельностный метод предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии (этапы): определение целей; принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Этот подход служит методологической базой теории политических решений. Политика выступает как специфическая форма управления обществом и рассматривается как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений.

Критически-диалектический метод ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения. Этот метод признается, по существу, всеми сторонниками плюралистической демократии и плюралистической организации общества в целом, т.к. плюралистическая теория основывается на принципе противоречий, конкурентного соперничества многообразных идей, ценностных ориентаций, политических, экологических и культурных институтов, индивидов и социальных групп. Этот метод является ведущим в изучении таких явлений, как социальные и политические конфликты и кризисы.

Сравнительный метод (Платон, Аристотель) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий и т.п., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Субстанциональный (онтологический) подход требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Как уже отмечалось, такой первоосновой обычно считают власть, либо взаимодействие отношений влияния и властных отношений.

Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего.

Вторая группа методов относится не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие, им подобные, методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К ним относятся: использование статистики; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и т.д. Эти методы так же, как и предыдущие, прямо не отражают специфики политологии, и, в основном, заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук.


Другие публикации:

Региональная законодательная власть.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ являются постоянно действующими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ, как правило, являются однопалатными (за исключением ...

Исполнительная власть
Федеральный президент избирается народом Федерации на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования. Избранным считается лицо, получившее более половины всех признанных действительными голосов ...

Общая характеристика
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата. Часто принято разде ...