Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризисаСтраница 1
В 1991 г. статус Представительств Палестины и Израиля в Анкаре был повышен до уровня посольств. В 1992 г. было вновь открыто турецкое консульство в Иерусалиме, закрытое после 1980 г. Новый импульс, который получили турецко-израильские отношения в 90-е годы, объясняется следующими причинами.
Начатый диалог между палестинцами и Израилем увеличил надежду на достижение прочного мира на Ближнем Востоке. И Турция в подобной обстановке, в новых условиях ближневосточной геополитики стремилась развивать дружественные связи с обеими сторонами. Турция намеревалась получить поддержку произраильского лобби американского конгресса против влиятельного армянского и греческого лобби. В налаживании своих отношений с Европой Анкара также испытывала потребность в том, чтобы добиться содействия произраильского лобби.
Поддержка деятельности РПК (Рабочей партии Курдистана) в Турции Сирией, Ираном, Ираком, проблема с Сирией по поводу распределения водных ресурсов, «беспокойство», вызванное иранским режимом, – все это толкало Анкару к поиску стран, с которыми она могла бы осуществлять региональное сотрудничество. Этот поиск привел Турцию к сближению с Израилем, отношения с которым были свободны от проблем.
Приход к власти в Турции Партии благоденствия Эрбакана породил в некоторых кругах политической элиты мнение о возможности подъема ислама в стране. Эти круги начали отстаивать тезис о том, что развитие отношений с Израилем позволит воспрепятствовать «новым авантюрам» во внешней политике, спровоцированным исламизмом1.
И, наконец, США, которые стремились создать «новый мировой порядок», были заинтересованы в консолидации проводников своей политики. В этом контексте США начали политику, направленную на содействие тесному сближению Турции и Израиля.
Подъем турецко-израильских отношений был сконцентрирован в двух областях: это военное и экономическое сотрудничество. 23 февраля 1996 г. между двумя странами было подписано соглашение о подготовке специалистов в военной области и техническом сотрудничестве, а 23 декабря 1996 г. – соглашение о свободной торговле. В рамках первого соглашения Турция открыла свое воздушное пространство для тренировочных полетов израильских боевых самолетов, наладила обмен курсантов между национальными военными академиями. В рамках соглашения о сотрудничестве в оборонной промышленности, подписанного 28 августа 1996 г., израильская сторона модернизировала 54 «фантома» (F-4) турецких ВВС, установив на них новую электронику. Было также подписано соглашение о совместном производстве ракет класса – «воздух-земля» «Попай».
После прихода к власти Эрбакана некоторые аналитики предсказывали, что эти соглашения потерпят крах. Но после того, как он сделал несколько антиизраильских заявлений в начале своего правления, турецкие военные, которые считаются надежными стражами национальных интересов и гарантом светского характера государства, заявили о себе. Публично и в частном порядке представители военного руководства разъяснили Эрбакану ценность турецко-израильских отношений для обеспечения национальной безопасности. Чтобы продемонстрировать миру, что они убедили его, начальник Генштаба генерал Карадайы отправился в феврале 1997 г. в Тель-Авив и поклялся там в верной дружбе. «Турция не будет делиться вашей военной информацией с другими, – заявил он израильтянам. – И не будет передавать вашу военную технологию третьим странам»2.
Другие публикации:
Конституционные реформы под давлением США. Конституция
1947г.
Насаждение тоталитарных методов правления сочеталось с агрессивным внешнеполитическим курсом правящих кругов, направленным на создание так называемой "сферы сопроцветания". В 1931 г. была оккупирована Маньчжурия (северо-восточна ...
Формирование и функции политической элиты. Механизм
формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющи ...
Типы политической культуры
Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
· Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патри ...