Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризисаСтраница 1
В 1991 г. статус Представительств Палестины и Израиля в Анкаре был повышен до уровня посольств. В 1992 г. было вновь открыто турецкое консульство в Иерусалиме, закрытое после 1980 г. Новый импульс, который получили турецко-израильские отношения в 90-е годы, объясняется следующими причинами.
Начатый диалог между палестинцами и Израилем увеличил надежду на достижение прочного мира на Ближнем Востоке. И Турция в подобной обстановке, в новых условиях ближневосточной геополитики стремилась развивать дружественные связи с обеими сторонами. Турция намеревалась получить поддержку произраильского лобби американского конгресса против влиятельного армянского и греческого лобби. В налаживании своих отношений с Европой Анкара также испытывала потребность в том, чтобы добиться содействия произраильского лобби.
Поддержка деятельности РПК (Рабочей партии Курдистана) в Турции Сирией, Ираном, Ираком, проблема с Сирией по поводу распределения водных ресурсов, «беспокойство», вызванное иранским режимом, – все это толкало Анкару к поиску стран, с которыми она могла бы осуществлять региональное сотрудничество. Этот поиск привел Турцию к сближению с Израилем, отношения с которым были свободны от проблем.
Приход к власти в Турции Партии благоденствия Эрбакана породил в некоторых кругах политической элиты мнение о возможности подъема ислама в стране. Эти круги начали отстаивать тезис о том, что развитие отношений с Израилем позволит воспрепятствовать «новым авантюрам» во внешней политике, спровоцированным исламизмом1.
И, наконец, США, которые стремились создать «новый мировой порядок», были заинтересованы в консолидации проводников своей политики. В этом контексте США начали политику, направленную на содействие тесному сближению Турции и Израиля.
Подъем турецко-израильских отношений был сконцентрирован в двух областях: это военное и экономическое сотрудничество. 23 февраля 1996 г. между двумя странами было подписано соглашение о подготовке специалистов в военной области и техническом сотрудничестве, а 23 декабря 1996 г. – соглашение о свободной торговле. В рамках первого соглашения Турция открыла свое воздушное пространство для тренировочных полетов израильских боевых самолетов, наладила обмен курсантов между национальными военными академиями. В рамках соглашения о сотрудничестве в оборонной промышленности, подписанного 28 августа 1996 г., израильская сторона модернизировала 54 «фантома» (F-4) турецких ВВС, установив на них новую электронику. Было также подписано соглашение о совместном производстве ракет класса – «воздух-земля» «Попай».
После прихода к власти Эрбакана некоторые аналитики предсказывали, что эти соглашения потерпят крах. Но после того, как он сделал несколько антиизраильских заявлений в начале своего правления, турецкие военные, которые считаются надежными стражами национальных интересов и гарантом светского характера государства, заявили о себе. Публично и в частном порядке представители военного руководства разъяснили Эрбакану ценность турецко-израильских отношений для обеспечения национальной безопасности. Чтобы продемонстрировать миру, что они убедили его, начальник Генштаба генерал Карадайы отправился в феврале 1997 г. в Тель-Авив и поклялся там в верной дружбе. «Турция не будет делиться вашей военной информацией с другими, – заявил он израильтянам. – И не будет передавать вашу военную технологию третьим странам»2.
Другие публикации:
Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)
Русский историк, правовед и социолог, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1857-1861 профессор Петербургского университета. В 1840-е был близок Т.Н.Грановскому, А.И.Герцену и занимал западнические позиции. ...
Партийная самореализация молодых избирателей
Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма, а так же выполняет функции политической социализации и воспитания.
Особое ...
Движущие силы социального прогресса
Главная производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся.
В.И.Ленин (1)
Суть любого процесса действительности это развитие диалектических систем, образующих этот процесс.
Процесс развития человеческого общества э ...