Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса
Страница 2

Политические публикации » Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса

11–13 июня 1997 г. президент Израиля Э.Вейцман побывал с официальным визитом в Анкаре. Во время встречи с президентом Турции Демирелем и другими руководителями он рекомендовал им не поддаваться давлению арабских стран и развивать двусторонние отношения. В свою очередь, Демирель заверил своего израильского коллегу, что соглашения о военном сотрудничестве останутся в силе и связи в этой области между двумя странами будут укрепляться3.

В соответствии с подписанными соглашениями, как отмечалось, израильским боевым самолетам предоставлена возможность пользоваться базами и воздушным пространством Турции для проведения боевой подготовки. Намечено расширение связей и по линии ВМС. Достигнута договоренность об обмене разведывательной информацией и стратегическими оценками ситуации в регионе. Израильтяне окажут помощь Турции в укреплении ее границ с соседними арабскими странами и Ираном, включая совершенствование сети радиотехнической разведки в приграничных районах.

В рамках достигнутых договоренностей пять турецких военных кораблей посетили 16 июня 1997 г. порт Хайфу после проведения совместных военных маневров. Турецкая военная делегация была встречена на высшем уровне израильскими коллегами и мэром Хайфы, и, по мнению турецких источников, визит имел большой успех4.

В свете столь быстрого военного турецко-израильского сближения неудивительно, что соседние страны выступили с резкой критикой Турции. В феврале 1997 г. лидеры Египта, Сирии и Саудовской Аравии опубликовали совместное заявление, призвав Турцию пересмотреть свою позицию. Иран и Греция также выступили с нотами протеста. Министерство иностранных дел Турции ответило, что эти протесты «совершенно не касаются» турецкой стороны5.

В интервью турецкому телевидению лидер ливийской революции М. Каддафи также подверг резкой критике политику Анкары в отношении Израиля, подчеркнув, что израильская авиация, которая пользуется турецким воздушным пространством, создает угрозу Сирии и другим странам Ближнего Востока. По мнению Каддафи, Турция попала в еще большую зависимость от НАТО и США.

Параллельно с партнерством в военной области успешно развивается турецко-израильское экономическое сотрудничество. В апреле 1997 г. был подписан экономический договор, и в мае в Израиль прибыла внушительная делегация турецких бизнесменов. В конце 1997 г. новый премьер-министр Турции М. Йылмаз заявил, что для ликвидации инфляции в Турции его страна выбирает «израильскую модель»6.

Основным препятствием на пути развития двусторонних отношений является негативная позиция сторонников исламизации турецкого государства. В соответствии с соглашением о ротации коалиционное правительство Турции должен был возглавить лидер исламской Партии благоденствия Н. Эрбакан. Когда этот пламенный исламский политик в июне 1996 г. стал премьер-министром, он за короткое время сумел побывать в Тегеране, Исламабаде и Триполи, где уверял руководителей Ирана, Пакистана и Ливии в верности фундаментальным принципам ислама и ненависти к сионизму. Но его попыткам аннулировать оборонный союз с Израилем, как говорилось, воспрепятствовала армия. В апреле 1997 г. по требованию президента Демиреля и генералитета Эрбакан принял министра иностранных дел Израиля Д. Леви. Как писала «Нью-Йорк Таймс», «мало кто ожидал увидеть главу правительства сидящим с министром иностранных дел Леви и дружески с ним беседующим. Самым примечательным было то, что у здания министерства иностранных дел, где проводилась эта встреча, была проведена демонстрация протеста сторонников Партии благоденствия и что объектом критики стал сам руководитель этой партии»7.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Доминанта научного поиска: зачем России Европа?
На наш взгляд, представляется маловероятным «плавное принятие» России европейских ценностей в силу значительных культурных различий европейского и евразийского геополитических пространств. Интересно, что распространённые в российском вос ...

Политические и экономические предпосылки кризиса отношений на постсоветском пространстве
После распада Советского Союза в отличие от России, которая унаследовала столицу и кадры распавшегося общего государства, в новых независимых государствах формирование структуры власти, государственной элиты, национальной внутренней и вне ...

Роль политики в жизни современных обществ
Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права, тр ...