Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса
Страница 6

Политические публикации » Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса

В ноябре 2002 г. победу на выборах в Турции одержала Партия справедливости и развития (АКП). Многие из членов этой партии, получившей большинство в парламенте, были в прошлом членами Партии благоденствия (ПБ), возглавляемой Эрбаканом.

И хотя АКП не высказывала критики в адрес Израиля, подобно ПБ, многие ее члены выражали негативизм относительно этой страны. Так, вскоре после победы АКП, ее лидер Эрдоган утверждал, что население Турции рассматривает отношение Израиля к палестинцам как «терроризм Шарона»21. Вместе с тем правительство Эрдогана вовсе не собирается пересматривать характер турецко-израильских отношений. Это стало особенно очевидным, когда он, его заместитель и министр иностранных дел Абдуллах Гюль поздравили Шарона по случаю повторного избрания в начале 2003 г. Было также заявлено о предполагаемых визитах Гюля и Эрдогана в Израиль22. Очевидно также предположение о том, что турецко-израильские отношения может постичь участь турецко-иранских отношений после исламской революции в Иране 1979 г. Как утверждает сотрудник «Центра стратегических исследований Бегин–Садат» Эфраим Инбар, «абсолютно беспочвенны возможности исламского переворота в Турции по примеру иранской революции, и следовательно, нереально окончание тесного сотрудничества с Израилем»23.

Турецкий военный истеблишмент также полон решимости развивать тесные связи с Израилем: в январе 2003 г. несколько военных были смещены с постов за отказ от участия в совместных маневрах США, Турции и Израиля24. Они состоялись в международных водах недалеко от берегов Турции в августе 2003 г.

Турецко-палестинские отношения прошли в своей эволюции ряд этапов. Турецкое общественное мнение всегда высказывало солидарность с палестинским народом. Вместе с тем отношения с ООП развивались непросто. Считалось, что ООП, возглавляемая Я.Арафатом, развивает отношения с традиционными турецкими соперниками в регионе. Анкара подозревала ООП в обучении курдских и армянских террористов в 70-х – начале 80-х годов25. Вплоть до 1976 г., когда Турция стала полноправным членом Организации Исламская конференция (ОИК), Анкара отказывалась признавать ООП в качестве политического представителя палестинского народа. Но в 1979 г. ООП получила разрешение открыть свое представительство в Турции. В 1988 г. Анкара признала Палестинское государство26. Однако, несмотря на признание, отношения Турции с ООП оставались не столь дружественными, и ранг этих отношений сохранялся на уровне поверенного в делах. И вместе с тем, несмотря на сдержанность в отношениях с ООП, в конце 90-х годов Турция продолжала оказывать экономическую, политическую поддержку палестинскому народу.

После начала первой интифады турецкий парламент официально осудил «насильственные действия Израиля против палестинского народа и попрание его гуманитарных прав»27. В 1994 г. премьер-министр Т. Чиллер произвела переполох в израильских кругах, когда без согласований с Израилем посетила палестинскую штаб-квартиру в Восточном Иерусалиме («Ориент-Хаус») и встретилась c палестинской делегацией. Израильские политические лидеры, включая премьер-министра Рабина, выразили свою озабоченность в этой связи.

Турецкие симпатии к палестинцам особенно отчетливо проявились в конце 2000 г., когда началась вторая интифада. Демонстранты по всей Турции осудили израильское вторжение на контролируемый палестинцами Западный берег, в Газу, и турецкие общественные деятели призвали начать кампанию солидарности с палестинским народом28. В октябре 2000 г. Турция поддержала резолюцию ООН, осуждавшую Израиль за использование силы против палестинцев, а позднее в этом же месяце на исламской экономической конференции в Стамбуле президент Турции А.Сезер сурово осудил Израиль29.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

Характерные черты, критерии классификации политической системы
Среди характерных черт такой политической системы следует назвать: — территориальную стабильность; — концентрацию суверенной политической власти в руках национальной элиты, стоящей над прочими социальными группами; — формирование завис ...

Деятельность исламских неправительственных организаций на территории Российской Федерации
Российский традиционный ислам, в том числе и его составная количество - северокавказский ислам, вправе ограждать себя от чуждых попыток религиозной и политической экспансии. Мусульманский мир не един. Он многолик и сложен. Вследствие этог ...

Сущность, категории и функции геополитики
Фундаментальное изменение политической карты мира, образование большого количества новых независимых государств, стремительное нарастание территориальных, социальных, экономических, демографических, экологических противоречий и неспособно ...