Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса
Страница 8

Политические публикации » Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса

Сразу после падения режима Саддама Турция и Израиль попытались вновь продемонстрировать свою приверженность союзническим отношениям, несмотря на отчетливые разногласия. Визит президента Израиля М. Кацава в Анкару в июле 2003 г. был разрекламирован во всех турецких СМИ. А турецкий министр иностранных дел вскоре принимал своего израильского коллегу С.Шалома. Все это, однако, не могло скрыть того, что по ключевой стратегической проблеме Ближнего Востока обе страны занимали диаметрально противоположные позиции.

В середине 2004 г. турецко-израильские отношения вновь были серьезно омрачены в связи с акциями Израиля против палестинских лидеров, включая убийства руководителей ХАМАС, а также с появлением в американской печати публикаций о подготовке Израилем курдских групп в северном Ираке.

Ухудшившиеся отношения настолько взволновали Вашингтон, что президент Буш обсудил этот вопрос с премьер-министром Турции Эрдоганом во время саммита НАТО в Стамбуле летом 2004 г. Согласно израильским источникам, Буш оказал определенное давление на Эрдогана в плане нормализации отношений между двумя странами во имя стабильности на Ближнем Востоке.

Вместе с тем израильская сторона отрицала всякую причастность к курдам северного Ирака. Представитель израильского МИД заявил: «Сообщения прессы об израильском вмешательстве – полностью неверные и необоснованные». Он указал, что двусторонние отношения Израиль – Турция остаются «прочными». «Даже в случае, когда мы можем соглашаться или не соглашаться по некоторым вопросам, единственный путь – это диалог между обеими сторонами»37. Вместе с тем турецкий премьер-министр в интервью израильской газете «Гаарец» подчеркнул: «Мы согласны с Израилем по большинству вопросов, но наши позиции расходятся по одной или двум позициям. У нас нет проблем с израильским народом, но, к сожалению, современные действия израильской администрации усиливают антисемитизм в мире»38.

Между тем помимо политических аспектов имеются и экономические, которые привязывают оба государства друг к другу. Ежегодная торговля между ними составляет 1,4 млрд. долл., включая военные расходы. Только в одном 2003 г. более 300 тыс. израильских туристов посетили Турцию, а в марте обе страны подписали соглашение, которое предусматривает поставку Турцией Израилю более 50 млн. куб. м воды на протяжении 20 лет. Как справедливо считает профессор Института Трумэна в Иерусалиме Анат Лапидот-Фурилла, «то, что раньше было браком по любви, превратилось в брак по расчету»39.

Тем не менее, это не мешает Турции демонстрировать свою солидарность с палестинским народом. Так, в конце 2004 г. Турция и Палестина подписали соглашение о безвозмездном предоставлении финансовой помощи для реализации малых и средних проектов в Палестине. Выступая на церемонии подписания, министр иностранных дел Турции и заместитель премьер-министра А. Гюль заявил следующее: «Турция оказала безвозмездную помощь Палестине в размере 1 млн. долл. с начала нынешнего года. Наша помощь палестинскому народу продолжится и в последующие годы. Мы надеемся, что турецкая помощь будет важным элементом для создания необходимой основы мирного процесса». Далее Гюль подчеркнул: «Мы надеемся, что предстоящие выборы в Палестине, перестановки в руководстве Израиля и второй срок пребывания у власти президента Буша обеспечат необходимые возможности для продолжения мирного процесса. Мы также приветствуем заинтересованность других стран, а также ООН, США, ЕС, Россию, подготовивших план «дорожная карта», который может сыграть важную роль в ближневосточном процессе. Продолжение этого процесса на прочной основе должно сыграть важную роль в усилиях предотвращения насилия в регионе»40.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

Институциональные, т.к. неинституциональные формы политической жизни.
Политическая система также представляет собой процесс политических отношений и политической деятельности и их институционализации, т.к. неинституциональные формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправлен ...

Становление и развитие федерализма в России
До революции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому федерализм в России рассматривается с 1918 г., со Всероссийского съезда советов. В своем развитии российский федерализм прошел три ...

Ф. Ратцель и Германия
Как многие другие “ангажированные” интеллектуалы того времени – как среди немцев, так и среди французов, англичан, русских, американцев – Ратцель много размышлял о своей стране, о ее роли и месте в мире. Подобно другим ученым, он был увле ...