Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса
Страница 7

Политические публикации » Внешняя политика Турции в урегулировании ближневосточного кризиса

Официальный визит А. Шарона в Анкару в 2001 г. сопровождался массовыми выступлениями на улицах города с лозунгами типа: «Убийцы Палестины, убирайтесь к себе на родину!»30.

Когда четыре турецких журналиста, расследующих конфликт, были временно задержаны израильской службой безопасности в Рамаллахе в мае 2002 г., турецкие масс-медиа почувствовали себя оскорбленными, а премьер-министр Б. Эджевит осудил поступок Израиля «как несовместимый с уважением к свободе прессы» и заявил, что это может негативно сказаться на политике Анкары в отношении Иерусалима31. В апреле 2002 г. турецкий министр иностранных дел И. Джем и его греческий коллега посетили Арафата в его осажденном штабе в Рамаллахе, и Джем официально осудил Иерусалим в нарушении прав человека32.

После дипломатической акции в апреле 2002 г., когда премьер-министр Эджевит в обращении к своей партии выступил с осуждением «Израиля по поводу геноцида палестинского народа», многие почувствовавшие себя оскорбленными лидеры Израиля потребовали немедленных объяснений, и некоторые представители произраильского лобби в Вашингтоне выразили свое недовольство. Некоторые наблюдатели считали, что может быть приведен в действие вопрос о пересмотре отношений с армянским лобби, но Эджевиту удалось замять конфликт, он принес свои извинения и Израилю, и американским евреям.

Следует указать, что поддержка Турцией палестинцев никогда не сводилась к поддержке палестинских экстремистских группировок. Напротив, Турция всегда препятствовала их деятельности. В качестве примера можно привести следующий факт: в 2000 г. Турция отказалась оказывать помощь ливанской радикальной шиитской организации «Хезболла» в поставках оружия из Ирана воздушным путем через ее территорию33.

С назначением М. Аббаса палестинским премьер-министром и поддержкой Израилем плана «дорожной карты» урегулирование палестино-израильского конфликта стало, по мнению ряда обозревателей, в определенной мере возможным. Израильские и палестинские лидеры выразили заинтересованность в том, чтобы Турция стала посреднической страной, на территории которой проходили бы мирные переговоры. Эта же возможность была подтверждена турецкими лидерами, включая министра иностранных дел А. Гюля34.

Целесообразно также коснуться еще некоторых аспектов, негативно сказывавшихся на турецко-израильских отношениях. «Турецко-израильская антанта» подвергалась критике со стороны стран региона, в первую очередь Сирии, Египта, Ливии, Саудовской Аравии. На встрече ОИК в Тегеране в 1998 г. Лига арабских государств выдвинула тезис о том, что этот союз является своего рода попыткой «пересмотреть политическую карту Ближнего Востока»35. После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. один из влиятельных турецких политиков, в прошлом заместитель начальника генштаба И. Бир подчеркивал значение турецко-израильского сотрудничества. Он призвал США «поддерживать этот союз, который может стать оплотом безопасности на Ближнем Востоке и воспрепятствовать здесь распространению теократического экстремизма и воинствующего деспотизма»36.

Однако весной 2003 г., когда США начали подготовку к отстранению С. Хусейна, Израиль и Турция оказались по разные стороны баррикады. Турецкое общественное мнение решительно выступило против войны в Ираке, а новое руководство отказало в предоставлении турецкой территории вооруженным силам США. В противовес этому, израильское общественное мнение решительно поддержало силовое свержение Саддама.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации: