Понятие демократии и выборов в ней
Страница 1

Слово "Демократия" обычно переводится как "правление народа". На самом деле перевод этот не бесспорен из-за полисемантичности греческого слова "kratos", означающего прежде всего "силу", но не физическую, а способность одолеть в борьбе. И лишь позднее это слово приобрело значение "власти", и "управления". В таком случае изначальный смысл "Демократии" был несколько иным: демократия – это "сила народа" или "мощь народа", иными словами такое положение дел, когда народ может поступать по своей "воле" так как и "сила", и "мощь", и "власть" предполагают стоящую за ними единую волю. Будет ли эта воля разумной – это уже другой вопрос.

Другая, чаще употребляемая интерпретация греческого слова "демократия – это "народное правление". Дело в том, что в отличие от "силы" или "власти" (как проявления воли), которые могут в принципе проявляться неразумным существом, "правление" по самой семантике слова требует "разума", который будет осуществлять это правление. Что является "разумом" демократии? Говорят, что демократические институты представляют собой своего рода "коллективный разум".

Если рассматривать демократию как непрерывное использование голосования для решения возникающих проблем, то разве только в выборе из альтернатив состоит деятельность разума? Кто готовит и предлагает эти альтернативы? Можно конечно считать мозгом демократии избранных магистратов, но будет ли такое правление в точном смысле "правлением народа"? Кто должен следить за тем, чтобы воля магистратов не уклонялась от "воли народа" как бы её не определять, а само это определение – вещь далеко не простая. Возникает классический парадокс – кто должен следить за гарантами демократического порядка?

По другой альтернативе, дословно "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в 19 в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия – это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством. Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия "демократия" снова от нас ускользает.

В разное время по отношению к демократии употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, "опекунская демократия", "популярная демократия", народная демократия, консенсусная демократия. Всё это – неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего.

В самом определении скрыто противоречие. Ведь общепринятое понятие власти – возможность решать судьбу народа кому-то, наделённому этим правом. Поэтому власть и народ – понятия во многом противопоставимые. Как только мы попытаемся сформулировать понятие Демократии подробнее, так сразу возникают вопросы, поскольку термин “Власть Народа” не определяет: над чем/кем власть, и как она конкретно осуществляется.

Возьмем толковый словарь и прочитаем, что означает слово “Власть”:

“Власть – это право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо по своей воле”.

Если один человек имеет возможность осуществлять власть над самим собой или своей собственностью – то это не что иное, как свобода (способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор).А если людей много?

Как осуществлять власть народа над самим собой (демократию)?

И здесь появляется сразу много вопросов:

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Политические партии США в институтах власти и общества
Политологи, проводя классификацию партийных систем, выделяют в особый тип американскую систему на основании того, что с момента своего формирования она уже обладала рядом отличительных черт. Прежде всего, если исходить из классификации Дю ...

Социальная концепция
Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаим ...

Формы государств Древнего Востока
Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу – власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств – империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере. Император, как во ...