Парадоксы голосования
Парадоксальным образом, то, что почти очевидно при формальном подходе к описанию демократии именно как народного правления, совершенно не вызывало вопросов в период первичного формирования демократических сообществ в Европе в период Античности. Только в XVIII веке в связи с попытками формального построения демократической политической системы Кондорсе обратил внимание на фундаментальный парадокс в проблеме принятия решений большинством, возникающий в том случае, когда результаты голосования ранжируют более чем две альтернативы. В простейшем виде парадокс Кондорса может быть представлен следующим образом: три участника голосования (обозначим их S1, S2, S3) определяют большинство попарные относительные преимущества трех альтернативных возможностей (Х1, Х2, Х3). Выясняется, что существует такой вариант голосования, что в соответствии с решением большинства Х1 лучше Х2, Х2 лучше Х3, а Х3 лучше Х1. То есть получившееся при голосовании отношение преимущества не транзитивно и, следовательно, не может быть использовано при принятии решений интуитивно приемлемым образом. Что, в самом деле, следует выбрать из трех альтернатив при таком голосовании – разумного ответа нет.
Это был первый и самый простой пример парадоксов голосования. Впоследствии эти парадоксы детально исследовались К. Эрроу, получившим ещё более впечатляющие результаты. Впрочем, для того, чтобы понять, что голосование большинством в огромном количестве случаев не может служить разумным основанием для принятия решений, не нужно анализировать сложные математические парадоксы. Достаточно рассмотреть ситуацию, когда существует более чем две альтернативы. В этом случае вероятность того, что сообщество проголосует за одну из этих альтернатив абсолютным большинством, вообще говоря, невелика, и чем больше этих альтернатив, тем менее вероятно существование абсолютного большинства в пользу одной из них. В то же время принятие решения относительным большинством вряд ли может считаться "народным правлением" в прямом смысле этого слова. Действительно, "если не большинством, то как"? О трудностях, связанных с множественностью альтернатив знает любой политик, работающий в многопартийном парламенте, где нет партии большинства. Возможность возникновения подобной ситуации давно является сильным аргументом в руках критиков парламентаризма. Удивительно, однако, что и никакой разумной альтернативы не найдено. В качестве одного из выходов предлагается, например, использование мажоритарной избирательной системы, которая с гораздо меньшей вероятностью, чем пропорциональная, приводит к парламенту без партии большинства – но в этом случае снова в жертву приносится прямой смысл слова демократия. Правление начинает определяться представителями меньшинства.
Вот такое важное свойство человеческих сообществ – отсутствие формально логических способов интегрировать различные мнения в одно непротиворечивым способом. Но этот "парадокс" появляется лишь в том случае, когда забывают о том, что реальная интеграция индивидуальных разумов через оценки альтернатив – вообще очень странная и ограниченная идея. Учитывая крайнюю сложность системы знаний, которыми обладает любой субъект, достойный называться мыслящим, совершенно безнадежной представляется идея интегрировать систему, находящуюся к тому же в процессе постоянного изменения, в некую институциональную макроконструкцию, которую с некоторым основанием можно было бы назвать "коллективным разумом", таким примитивным способом.
Другие публикации:
Цели, предмет политической рекламы
Цель политической рекламы – привлечь общество в сферу политического взаимодействия, побудить к делегированию полномочий, в том числе к участию в выборах.
Цели рекламы можно рассматривать с точки зрения организатора (заказчика, активного ...
История международных отношений США и КСА
История саудовско-американских отношений восходит к маю 1933 г., когда американской компании «Стандарт ойл оф Калифорния» («СО-КАЛ») удалось получить концессию на разведку и добычу нефти в Саудовской Аравии. Король Ибн Сауд, вынужденный с ...
Этапы развития рынка политического
консалтинга в Пермском крае
В истории политконсалтинга в Пермском крае можно выделить следующие этапы [которые в целом имеют много общего с развитием политконсалтинга в России в целом]:
Становление рынка политических технологий (руб.80-90-х гг - конец 90-х гг.)
Ра ...