Мифы демократииСтраница 1
Один из демократических мифов – о том, что "воля" народа может быть выявлена простым голосованием, после чего она приобретает силу закона, образуя основу народного суверенитета. Можно обнаружить уже у Томаса Пейна в его определении прав человека, вошедших впоследствии в "Декларацию прав", принятую Конвентом и имевшую такую печальную судьбу.
Между тем политические последствия этого мифа обнаружить очень легко. Так, например, в 1993 г. в России многие "радикальные демократы" всерьез обосновывали право президента Ельцина отменить Конституцию и распустить парламент фактом его всенародного избрания летом 1991 г. и доверием, высказанным ему на референдуме в апреле 1993 г., хотя ни в том, ни в другом случае ни о каких "сверхполномочиях" конечно не было и речи. Просто работал миф – если народ избрала человека президентом и выразил ему доверие, то тем самым ему вручен суверенитет.
Сходные явления можно наблюдать, конечно, не только в России – достаточно вспомнить 1958 г. во Франции или 1974 г. в Аргентине, не говоря уже о таких политических феноменах как Индира Ганди или Беназир Бхутто.
Такие мифы, к сожалению, ведут к авторитарному или тоталитарному правлению – факт, замеченный уже Платоном, поместившим тиранию вслед за демократией в последовательности регрессирующих политических режимов.
Демократическая мифология выполняет сугубо идеологическую роль – возбуждает массы на борьбу с авторитарным политическим режимом, часто весьма успешно, но абсолютно лишена какого-либо конструктивного потенциала, поэтому когда недовольные, вдохновлённые демократическим мифом, добиваются победы, то есть падения авторитарного режима, далее ничего не происходит – никаких средств для реального конструирования коллективного "демократического разума" эта мифология предложить не может и мало-помалу, а иногда и очень быстро в обществе восстанавливается привычная авторитарная структура, как правило, очищенная, к тому же, от тех демократических практик, которые неизбежно нарастают на авторитарные структуры власти по мере их старения и естественного ослабления.
Фактически в обществах, осуществляющих демократический транзит, "демократический миф" играет не позитивную, а негативную роль, дискредитируя идеи демократии, и способствуют политическому абсентеизму и разочарованию, неизбежно следующими за неудачными попытками установить "справедливость и права человека", а фактически приводящими лишь к созданию новой формы авторитарной диктатуры. Именно такой была судьба практически всех обществ, соблазненных идеями социалистической революции, в идеологии которой демократический миф играл очень существенную роль и такова же теперь, похоже, судьба ряда стран Восточной Европы, в которых "капиталистическая революция" подкреплялась все тем же демократическим мифом.
Идея демократии и в самом деле по своей сути чем-то напоминает анархизм (в том смысле, что разрешено всё, что не запрещено) и даже социализм (равноправие).
Платон, в частности даёт ироническую и до некоторой степени абсурдную картину демократического правления:
" .И каков этот государственный строй? Ведь ясно, что он отразится и на человеке, который также приобретет демократические черты . Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность, и возможность делать, что хочешь .
.В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не желаешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять и судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?"[5]
Другие публикации:
Социально-политические ориентации российской интеллигенции
До начала радикальных реформ российскую интеллигенцию в целом характеризовало определенное единство политических ориентации. Глубокие перемены, происходившие в российском обществе в последнее пятнадцатилетие, привели к тому, что произошел ...
Система органов при Президенте.
При Президенте РФ действуют различные государственные органы, содействующие реализации его конституционных полномочий. Совет Безопасности РФ возглавляется и формируется Президентом РФ, включает представителей различных "ветвей" ...
Местное самоуправление в системе публичной власти.
Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя ...