Грязные технологии в избирательных кампанияхСтраница 2
Таким образом, рядом с партиями и лидерами, претендующими на власть, возникают организации специалистов по продаже политических товаров, обеспечивающие как формирование и отслеживание спроса, так и доставку потребителям необходимой информации. Эти фирмы становятся чуть ли не главными действующими лицами политического процесса, хотя и скрываются с большим или меньшим тщанием за спинами традиционных акторов — партий и лидеров. Хотя с функциональной точки зрения партии как таковые в данной ситуации уже не нужны. В “старых демократиях” они представляют собой во многом дань уважения “демократическому прошлому”, в “новых” — результат “преклонения перед Западом”. Поэтому в нашей стране партии имеют такую диковинную форму, мимикрируют под традиционные образцы, скрывают свою рыночную сущность под малоубедительными идейными масками. Станет ли постдемократическое общество либеральным или, напротив, обретёт черты нового авторитаризма? Нам предстоит узнать об этом в третьем тысячелетии. Видимо, в разных частях света такое общество будет выглядеть по-разному, во всяком случае — на первых порах. Какова российская перспектива? Современные теоретики диагностируют опасности, вызванные невероятным расширением возможностей целенаправленного формирования массовой лояльности. Для нас эта проблема актуальна еще в большей степени, чем для остальных. Мы не унаследовали от прошлого прочной системы демократических гарантий ни в виде структур, ни в виде традиций; и эффекты от внедрения современных способов функционирования политических институтов могут быть у нас гораздо более непредсказуемыми. Приняв рыночный характер политических отношений как факт, нам следует искать способы нейтрализации негативных последствий этого факта, а не пытаться вернуться в безвозвратно ушедшее прошлое. Кроме того, нужно признать, что мы не догоняем, а в определенном смысле обгоняем западные демократии по части маркетизации политической сферы. Это означает, что мы не можем ограничиться изучением чужого прошлого опыта. Идти приходится во многом по неразведанному никем пути. Как обеспечить свободную конкуренцию на политическом рынке? Как организовать на нем соответствующий общественный контроль? Какие меры антимонопольного характера следует закрепить законодательно (прежде всего в деятельности СМИ)? Как бороться с недобросовестной политической рекламой? Что следует предпринять для регулирования инвестиций (в т.ч. частных) в политику в интересах всего общества? Эти и другие связанные с ними вопросы привлекают все более серьезное внимание аналитиков и общественности на Западе. Имея в виду и общепризнанный процесс глобализации всех сторон общественной жизни, и наши постсоветские особенности, вряд ли стоит думать, что к нам они не имеют никакого отношения.
Другие публикации:
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Суды общей юрисдикции рассматривают в установленном порядке гражданские, административные, уголовные и иные дела. Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют Верховный Суд РФ, суды среднего звена (верховные суды республик, краев ...
Организация агитации в СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет
Важнейшим каналом влияния на избирателей в кампании любого уровня являются СМИ. Хорошо спланированная реклама в прессе или на телевидении может в кратчайший срок привлечь к кандидату внимание избирателей, готовых оказать ему кредит довери ...
«Новые либералы»
Либеральное движение конца 80-х – начала 90-х гг. было самым влиятельным идейным и политическим движением в бывшем СССР. Без него невозможно представить себе победу сторонников Б.Н. Ельцина в 1991 г., равно как и его собственную победу на ...

