Территориальное устройство. Унитарное государство

Политические публикации » Государство как политический институт » Территориальное устройство. Унитарное государство

Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государствопредставляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

Унитарные государства бывают централизованными(Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными

(Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В централизованных же унитарных государствах, крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают, переданные им в ведение центральными органами, вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, органы общественного порядка и т.п. Однако, в отличие от субъектов федерации, в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федерация

– это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовка оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета – фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

Конфедерация

– постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов. Чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.


Другие публикации:

Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть". Концепция "контр
Прокуратуру РФ, Счётную палату РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, при всём их различии, помимо особого места в системе разделения властей, объединяет функциональное единство. Они осуществляют функции контроля, надзора, наблюден ...

Интернет и политический процесс
Появление Интернета породило множество надежд на формирование более совершенного строя, в котором доступность информации постепенно сократит социальное неравенство, функции государства окажутся сведены к минимуму, а подконтрольность власт ...

Э
Элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - термин, обозначающий слой или группу лиц, обладающих спе­цифическими личностными особенностями и профессиональ­ными качествами, делающих их «избранными» в той или иной сфере обществ ...