Территориальное устройство. Унитарное государство

Политические публикации » Государство как политический институт » Территориальное устройство. Унитарное государство

Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государствопредставляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

Унитарные государства бывают централизованными(Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными

(Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В централизованных же унитарных государствах, крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают, переданные им в ведение центральными органами, вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, органы общественного порядка и т.п. Однако, в отличие от субъектов федерации, в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федерация

– это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовка оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета – фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

Конфедерация

– постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов. Чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.


Другие публикации:

Политическая культура Украины
Политическая культура нашей страны формировалась под влиянием сложных исторических обстоятельств. Она отягощена многими реликтами тоталитарного прошлого. Процесс ее формирования опирается на историческую память народа, на демократические ...

Структура политической культуры
Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внут ...

Терроризм в Дагестане
На рубеже XX и XXI столетий Дагестану пришлось пережить немало испытаний и потрясений, связанных с экстремизмом и терроризмом. Волны кровопролитных конфликтов, прокатившиеся по Кавказу, трагические события в соседней Чеченской Республике, ...