Политические аспекты избирательной системы российского государства

Политические публикации » Политическая специфика избирателей и современных выборов » Политические аспекты избирательной системы российского государства

Закрепленная в новом Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» пропорциональная избирательная система сохранила большую часть характерных признаков пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы, применявшейся в прежних четырех избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы, в Российской Федерации. Однако в законе были предприняты и определенные корректировки с целью преодоления некоторых недостатков.

Во-первых, многими совершенно справедливо отмечался существенный недостаток пропорциональной избирательной системы, применявшейся в течение четырех созывов на выборах 225 депутатов Государственной Думы, а именно – слабая связь депутатов со своими избирателями в регионах.

Во-вторых, значительная общефедеральная часть федерального списка кандидатов (до 18 кандидатов), крупные региональные группы кандидатов, допускавшиеся прежним Федеральным законом, «закрывали» от избирателей большую часть федерального списка кандидатов. При таком положении избиратели фактически голосовали лишь за лидеров политических партий, как правило, хорошо известных или «раскрученных» в ходе предвыборной агитации.

Исследование и анализ избирательных новелл показали двойственность современной избирательной системы: с одной стороны, новые нормы избирательного законодательства направлены на развитие демократических начал в стране, на демократизацию процесса управления, на повышение партийной и общественной активности, с другой – на формирование монопольного рынка оказания политических услуг, когда реально и потенциально общественные интересы будет представлять лишь несколько политических партий, отвечающих жёстким критериям представительности. Изменения в избирательном законодательстве отражают объективные политические процессы, происходящие в российской политической системе – в условиях формирования жесткой системы «вертикали власти» вполне оправдано и выглядит целесообразным формирование избирательной системы, направленной на укрупнение партийных структур, но в то же время идёт недооценка такого немаловажного фактора как политической культуры общества. В условиях нынешнего развития политические партии ещё не готовы адекватно представлять интересы всех слоёв населения, а российское общество не готово к тому, что придётся выбирать лишь между несколькими партиями.

На наш взгляд, трансформация избирательной системы – это не только шаг по устранению «недостатков» старой избирательной системы, это ещё и важный этап в укреплении «властной вертикали». Причем изменение избирательного законодательства по выборам в Государственную Думу РФ – лишь составная часть данного этапа.

Трансформационные «потенциалы» избирательной системы современного российского общества далеко ещё не исчерпаны и представляют собой совокупность связей, отношений и деятельности социальных субъектов избирательной системы в их влиянии на общественные процессы.


Другие публикации:

Итоги выборов
По предварительным данным, которые представили вчера утром в Центризбиркоме, "Единая Россия" набрала в Магаданской области 50,82% голосов, в Республике Тыва - 77,65%, в Новосибирской области - 44,82%, в Белгородской области - 66 ...

Тенденции развития российской политической культуры
Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по ...

Ф
Фашизм (от итал. fascimo, fascio - пучок, связка, объеди­нение) - открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических и агрессивных элементов. Ф. активно использует в своих интересах колебания в сторону реакции разл ...