Гедеократия в СССР.

Период 70-х г. породил свою идеологию. Идеологическое обеспечение курса руководства базировалось на двух выдвинутых с партийных трибунах тезисах : о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем; о построении в СССР «развитого общества» (позже дополненного тезисом о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них призван был «обосновать» в глазах общественности преследование всех несогласных с партийным диктатом как проводников «буржуазного влияния» внутри страны. Второй – устранив из политического обихода полностью дискредитированный хрущевский лозунг «развернутого строительства коммунизма», дать «теоретическую» базу для нескончаемых пропагандистских упражнений на тему о «продвинутости» и «зрелости» советского общества по отношению к предшествующим этапам, о «коренных преимуществах развитого социализма» перед «загнивающим капитализмом».

Начинается смещение акцентов с пропаганды целей коммунистического строительства на пропаганду уже достигнутой ступени развития. Правда, пропаганда не могла ответить на вопросы, почему при «развитом социализме» ощущается нехватка продуктов, товаров широкого потребления, растут негативные тенденции в обществе: алкоголизм и спекуляция, коррупция и падение дисциплины, апатия и карьеризм. Но такая цель не ставилась. Требовалось оправдать все существующие в реальности, показать это как наивысшее достижение человеческой цивилизации, а все негативные кризисные явления свести к «отдельным недостаткам». Анализ реальных противоречий общественного развития подменялся догматическим комментированием цитат из речей и выступлений Брежнева, подготовленных для него аппаратом. Разрыв между пропагандистскими штампами и реальностью порождал массовый скептицизм, недоверие к партийным решениям. Теория обострения идеологической борьбы на практике вылилась в систему запретов, ограничений во многих отраслях научной, культурной, всей духовной жизни. Все это приводило во внешнеполитической пропаганде к культивированию « образа врага», неприятию нарастающего значения глобальных проблем.

Путем навязывания догмы о том, что «реальный социализм» в СССР и Восточной Европе во всех отношениях выше и перспективней в историческом плане, чем рыночное хозяйство и демократические структуры Запада , руководство КПСС попыталось предотвратить процесс разложения коммунистического движения в Западной Европе. Итогом стало неуклонное ослабление компартий, все более старевших и превращавшихся в небольшие секты.

Литидогматические тенденции, проявившиеся в ряде исторических, философских, экономических исследований в 60-е г. были подавлены. Ученых-обществоведов, пытавшихся с научных позиций анализировать события прошлого и настоящего, лишили возможности продолжать свои исследования. Особенно негативную роль в укреплении позиций догматизма сыграли М.А.Суслов и С.П.Трапезников. Они опирались не только на мощный идеологический аппарат, но и на значительную часть обществоведов, сделавших научную карьеру на послушном комментировании официальных документов. Даже робкие попытки некоторых

экономистов поставить проблемы функционирования рыночного хозяйства подвергались разгромной критике.

Идейный догматизм, однако, оказал воздействие на определенную часть населения, которая сформировалась под влиянием пропагандистских установок, нацеленных на восхваление застойных явлений, при отсутствии информации о многообразии социально- экономических процессов в мире. Советскому обществу настоятельно требовались новые концепции развития, основанные на гуманистических ценностях. Вместо этого началось сначала осторожное, а затем все более открытое оправдание сталинщины.

Шлифовка идеологии тоталитаризма конца 60-х – начала 80-х г.г. сопровождалась постепенным разложением общества сверху донизу, начиная с утверждения двойной морали, двойных стандартов жизни - официальных и реальных - и кончая сращиванием партийно-государственной номенклатуры с преступным миром. Все более иллюзорной становилась одна из основных задач, провозглашенных идеологией, - обеспечить превосходство в экономическом соревновании с капиталистической системой. Единственной областью, в которой был достигнут успех ценой гигантского напряжения сил и ущерба жизненному уровню народа, была военная.


Другие публикации:

Методы «Революции Тюльпанов».
«Революцию Тюльпанов» относят к разряду «цветных революций» прошедших в начале XXI века в Югославии, Украине, Грузии. Их основные черты – бескровность, наличие бренда (цветок и какой-нибудь не агрессивный цвет), антикоррупционных и радик ...

Избирательная кампания
Для того чтобы составить представление об избирательной системе, необходимо не только выявить и рассмотреть её структурные компоненты, но и разобраться в том, как она функционирует. Функциональный аспект избирательной системы отражается в ...

Внешняя Политика Египта (1970-1981гг.)
Почти сразу же после прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Абдель Насером политики арабского национализма и арабского социализма. После того, как последователи идей Абдель Насера попытались создать оппозицию новому режиму ...