Заключение

В 70-х гг. политический режим в СССР «пришел в себя» после развенчания Сталина и других новаций хрущевской «оттепели». Готовность общества к переменам была ограничена жесткими рамками идеологической парадигмы «строительства коммунизма», политической монополией партийно-го­сударственных структур, номенклатуры, являвшейся оплотом кон­серватизма, и отсутствием влиятельных социальных групп, заинте­ресованных в демонтаже тоталитаризма. В результате после сме­щения Хрущева произошла частичная, «мягкая» ресталинизация общества. Но это был откат к сталинизму без массовых репрессий, без харизматического вождя, а значит, к Системе с подорванными несущими конструкциями. Он означал стабилизацию Системы, но частичную, временную, с неизбежностью ведущую ее в тупик. В этом смысле если и правомерно говорить о «застое», то не общества в целом, а его политической системы, все более (и безвозвратно) терявшей способность адекватно и эффективно реагировать на вызовы времени. Реформа 1965 г. обернулась контрреформой, усилившей централизацию и позиции ведомст­венной бюрократии. Попытка совместить авторитарно-бюрокра­тическую систему с материальным стимулированием выявила неэффективность плановой, безрыночной экономики. Массирован­ный экспорт нефти и газа, импорт за счет этого зерновых, оборудования, потребительских товаров лишь маскировал скаты­вание экономики к кризису, искусственно поддерживал социаль­ную стабильность. «Золотой век» для номенклатуры стал воистину «золотым», положив начало массовой коррупции, разложению правящей элиты. Ужесточение идеологического контроля, пресле­дование инакомыслящих обернулось зарождением диссидентского движения, ростом пассивности и апатии в обществе.

У брежневского руководства оказалось два серьезных достиже­ния: обеспечение военно-стратегического паритета с США и по­литика «разрядки» начала 70-х гг. Однако первое было достигнуто ценой сверхконцентрации ресурсов слабеющей экономикой в военно-промышленном комплексе и деградации остальных отрас­лей народного хозяйства. Милитаризация экономики, военно-стра­тегический паритет создали материальную основу для жесткого внешнеполитического курса, наиболее наглядные проявления ко­торого — ввод советских войск в Афганистан, размещение ядерных ракет средней дальности в Европе, участие советских специалистов и советников в военных действиях в Азии, Африке, Латинской Америке. Неудивительно, что разрядка оказалась столь непродол­жительной, а усиление глобального противостояния вновь подвело мир к грани третьей мировой войны.

Еще одно и, пожалуй, самое существенное достижение бреж­невской эпохи было связано с реакцией общества на проводимую политику. В результате неуклонной дискредитации властей, скеп­тического отношения широких масс к государственной пропаганде происходило четкое разграничение официальной и частной жизни, что стало предпосылкой становления основ гражданского общества и последующих радикальных преобразований.

[1] Г.А.Арбатов Затянувшееся выздоровление (1953-1985гг.).Свидетельства современников. М., Международные отношения, 1991, с. 260

[2] На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. Под редакцией Журавлева Н.Г. М., Издательство политическая литература, 1990, с. 70

[3] Цит. по: Комсомольская правда. 1987. 9 сент.

[4] Г.А.Арбатов Затянувшееся выздоровление (1953-1985гг.).Свидетельства современников. М., Международные отношения, 1991, с. 232

[5] Известия. 1989. 22 марта


Другие публикации:

Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина
Значительное влияние на развитие либеральных взглядов в России оказывали политико-правовые учения профессора Московского университета Б.Н. Чичерина. Он творил в сложную и противоречивую эпоху развития либерально-правовой мысли. После отм ...

У
Унитаризм - вид государственного образования (наряду с федерацией и конфедерацией), принцип государственного устройства, при котором центральная власть полностью со­средоточивает в своих руках все права и функции формально самостоятельны ...

Создание имиджа
Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Первоначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных ...