Современные модели президентства
Страница 1

Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики.

В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:

ü и Президент, и парламент непосредственно избираются народом;

ü Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;

ü решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;

ü Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;

ü Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона;

ü Президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентов законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов;

ü в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты;

ü заключаемые Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов;

ü судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка [5].

Парламентарная республика – это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президенсткой власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Причины и последствия обострения комплекса противоречий в американо-мексиканских отношениях в 70-80 гг. 20века
Территориальное расширение США. В период от принятия конституции до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии. В 1803 г., пользуясь благоприятной ситуацией, Т. Джефферс ...

Современные представления о конфликте
Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречи ...

Сущность революции и реформ
Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социального экономических преобразовании[8]. Принудительный характер осущест ...