Современные модели президентства
Страница 3

Конституция наделяет президента довольно широкими полномочиями, однако значительная часть выполняемых главой государства функций контролируются законодательным органом или даже носит формальный характер. Так, «правительство должно получить доверие обеих палат», прежде, чем оно приступит к деятельности, а ратификация международных договоров требует «в соответствующих случаях» предварительного разрешения палат. Участие президента в законодательном процессе, по Конституции, состоит в промульгации законов и праве отлагательного вето. Но последнее может быть преодолено парламентариями простым большинством голосов. К тому же в стране действует институт контрассигнатуры.

У президента Италии есть, правда, достаточно мощный на первый взгляд рычаг воздействия на парламент. Конституция позволяет ему распустить либо одну, либо обе палаты. Но она же обязывает главу государства провести предварительные консультации с их председателями. И, как отмечают историки, не было еще случая, чтобы президент распустил палаты вопреки воле их руководителей. Необходимо добавить к этому, что он «не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий».

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело – взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).

Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

Страницы: 1 2 3 


Другие публикации:

Консерватизм в России.
Мы с большей или меньшей степенью отчетливости представляем, как события Отечественной войны 1812 г. (как, впрочем, и те, которые этому году предшествовали, равно как и заграничные походы 1813 – 1814 гг.) повлияли на становление русского ...

Ленин - основатель большевизма
Реализация марксизма на практике Марксистскую политическую теорию в начале XX в. развивал В.И. Ленин (1870-1924) под углом зрения государства диктатуры пролетариата. В работах "Что такое "друзья народа" и как они воюют прот ...

Эволюционистские теории происхождения государства. Обзор различных концепций эволюционистского подхода
Эволюционистская школа изучает вопрос о происхождении государства на основе проведения сравнительного анализа для каждого исторического периода теоретических трудов и эмпирических данных (археологических находок) о государстве и политичес ...