Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения
Страница 1

Политические публикации » Идейные истоки политической науки » Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения

Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции, которая в свою очередь не ограничивалась только рамками официальной церковной доктрины. Церковь играет в этот период ту же роль, которую в античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви. Поэтому центральной проблемой для средневековой политической теории выступает вопрос: какая власть (организация) должна иметь приоритет - духовная или светская, соответственно церковь или государство; как и насколько должны быть разделены их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители получили "через посредство церкви", авторитет которой происходит "непосредственно от Бога". Отсюда безусловная обязанность христианских государей подчиняться владычеству церкви в лице ее главы - папы римского как земного наместника Христа.

Основы христианской политической теории были заложены еще в период утверждения христианства в качестве официальной религии видным идеологом и деятелем христианской церкви Аврелием Августином (354-430), изложившим свою политическую философию в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и других сочинениях.

Августин развивал христианскую, линейно-эсхатологическую по своей направленности, концепцию истории человечества, в рамках которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления - следствие греховной природы человека. Господство "человека над человеком", проявляющееся в отношениях управления, господства и рабства - это "естественный порядок человеческой жизни", возникший вследствие грехопадения. В результате грехопадения человеческая природа становится несовершенной и нуждается в контроле: власть необходима, чтобы обеспечить, насколько это возможно в этом мире, преобладание справедливости и порядок, способствуя тем самым достижению благой жизни в будущем.

Основываясь на этих утверждениях, Августин берет под свою защиту земные социально-политические порядки с той оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви. В противном случае, политическая власть становится простым насилием, а само государство, будучи лишенным идеи правды и справедливости, уподобляется им шайке разбойников. Тем самым, спасая и поддерживая идею государства в новом христианском мире, Августин в то же время заложил основы учения о правомерности борьбы с государством неправедным.

В разработанной им концепции "двух градов" - "града земного" и "града божьего" - институты светской власти принадлежат первому, а церковные институты ко второму "граду" соответственно. Предложив всестороннюю аргументацию для обоснования превосходства божьего града над градом земным, автор сочинения "О граде божием" заложил тем самым основы теоретической традиции, в рамках которой мыслителями средневековья и Нового времени обосновывалось превосходство духовной власти над светской. Официальная же христианская церковь использовала впоследствии эти аргументы Августина Блаженного для защиты собственных властных притязаний и утверждения себя в качестве главного арбитра земных интересов.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Легитимности власти
Признание данной политической власти − ее институтов, решений и действий − правомерными в политологии называют легитимностью. Легитимность политической власти обусловливается многими обстоятельствами, среди которых – соответс ...

Отличительные черты правового государства
Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1. наличие развитого гражданского общества; 2. ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобо ...

Антропогеография Ф. Ратцеля
В 1882 г. в Штуттгарте вышел фундаментальный труд Ратцеля “Антропогеография” (“Antropogeographie”), в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географическими данными, влияние рельефа местности на ...