Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики
Страница 1

Усилившееся экономическое и технологическое отставание совет – блока «компенсировалось» наращиванием военно – космической мощи СССР, укреплением «сплоченности» социалистического лагеря, идеологической экспансией преимущество в конфликтных регионах третьего мира: поддержка экстремистских движений национал-коммунистической ориентации (финансовая, оружием, специалистами, вплоть до прямого вооруженного вмешательства). По отношению к ведущим капиталистическим странам велась противоречивая и непоследовательная борьба: она была направлена на смягчение напряженности, но часто сводилась на нет политико-идеологической экспансией.

Рубеж конца 60-х- начала 70-х г.г. обозначил новые реальности в международном положении Советского Союза. Исторической реальностью явилось установление стратегического военно–стратегического равенства (например, между СССР и США). Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и было крайне непрочным. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Однако при этом обе стороны заявляли о ненанесении первыми ядерного удара.

Эта ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных отношений в сторону разрядки, для ослабления yгрозы термоядерного конфликта, ограничения и прекращения вооруженных сил и вооружений, установления доверия между всеми странами.

Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 г. ряд положений, которые оно объявило Программой мира.

Основные положения Программы мира охватывали следующий круг задач Советского государства на международной арене:

запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;

ядерное разоружение всех государств, обладавших им;

прекращение гонки вооружений и сокращения ядерного и обычного оружия;

ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;

обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;

обеспечение свободы и независимости народе мира;

углубление и укрепление сотрудничества между государствами.

Фактическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении

ядер­ною оружия, в 1971 г. — Договора о запрещении раз­решения ядерного оружия на дне морей и океанов и в недрах, а также других видов массового поражения. После подписания эти договоры были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

Важнейшую роль в определении международного мира играли отношения Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Переход от конфронтации между СССР и США к поискам совместных решений означал крутой поворот в международных отношениях. Несмотря на годы «холодной войны», опыт совместного военного и экономического сотрудничества во Второй мировой войне оставался в памяти советского и американского народов. Установление линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном (а также Лондоном и Парижем) было дополнением принципиальных договоренностей и соглашений. И результате визитов президента Р. Никсона в СССР (1972 и 1974гг.) и Генерального секретаря КПСС Л. И. Брежнева в США (1973) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружений, по мирному использованию атомной энергии сельского хозяйства, транспорта, науки, культуры, образования, здравоохранения, и т. п.

Эти отдельные договоренности не смогли полностью изменить атмосферу недоверия и военных приготовлений, тем более, что в практической деятельности как американскому, так и советскому руководству не всегда хватало реалистического видения сложного, противоречивого мира. После многолетних переговоров подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) так и не вступил в действие. Стороны начали взаимно обвинять друг друга в его нарушении. Поводом отказа от ратификации американская сторона объявила введение советских войск в Афганистан.

В этот период произошло дальнейшее расширение сотрудничества Советского Союза с другими развитыми капиталистическими странами. Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Понятие «модернизация»
Главная цель модернизации – новая роль России в современном мире Россия выжила как молодая политическая нация. Теперь пора нам обрести свое место в качестве сильной, современной мировой державы. Дмитрий Медведев, Президент Российской Ф ...

Проблемы России в постсоветских странах
Длительный срок, минувший после разрушения СССР, позволяет судить об устойчивых общих тенденциях в политике постсоветских государств в отношении русской диаспоры, оказавшейся на их территории. Практически во всех бывших союзных советских ...

Россия и демократия
Говорить демократическими слоганами - о равенстве всех, о свободном рынке, о свободной конкуренции при демократическом режиме в России - просто смешно и даже как-то неудобно, неприлично для мало-мальски умного человека. Какое может быть р ...