Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики
Страница 1

Усилившееся экономическое и технологическое отставание совет – блока «компенсировалось» наращиванием военно – космической мощи СССР, укреплением «сплоченности» социалистического лагеря, идеологической экспансией преимущество в конфликтных регионах третьего мира: поддержка экстремистских движений национал-коммунистической ориентации (финансовая, оружием, специалистами, вплоть до прямого вооруженного вмешательства). По отношению к ведущим капиталистическим странам велась противоречивая и непоследовательная борьба: она была направлена на смягчение напряженности, но часто сводилась на нет политико-идеологической экспансией.

Рубеж конца 60-х- начала 70-х г.г. обозначил новые реальности в международном положении Советского Союза. Исторической реальностью явилось установление стратегического военно–стратегического равенства (например, между СССР и США). Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и было крайне непрочным. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Однако при этом обе стороны заявляли о ненанесении первыми ядерного удара.

Эта ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных отношений в сторону разрядки, для ослабления yгрозы термоядерного конфликта, ограничения и прекращения вооруженных сил и вооружений, установления доверия между всеми странами.

Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 г. ряд положений, которые оно объявило Программой мира.

Основные положения Программы мира охватывали следующий круг задач Советского государства на международной арене:

запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;

ядерное разоружение всех государств, обладавших им;

прекращение гонки вооружений и сокращения ядерного и обычного оружия;

ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;

обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;

обеспечение свободы и независимости народе мира;

углубление и укрепление сотрудничества между государствами.

Фактическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении

ядер­ною оружия, в 1971 г. — Договора о запрещении раз­решения ядерного оружия на дне морей и океанов и в недрах, а также других видов массового поражения. После подписания эти договоры были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

Важнейшую роль в определении международного мира играли отношения Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Переход от конфронтации между СССР и США к поискам совместных решений означал крутой поворот в международных отношениях. Несмотря на годы «холодной войны», опыт совместного военного и экономического сотрудничества во Второй мировой войне оставался в памяти советского и американского народов. Установление линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном (а также Лондоном и Парижем) было дополнением принципиальных договоренностей и соглашений. И результате визитов президента Р. Никсона в СССР (1972 и 1974гг.) и Генерального секретаря КПСС Л. И. Брежнева в США (1973) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружений, по мирному использованию атомной энергии сельского хозяйства, транспорта, науки, культуры, образования, здравоохранения, и т. п.

Эти отдельные договоренности не смогли полностью изменить атмосферу недоверия и военных приготовлений, тем более, что в практической деятельности как американскому, так и советскому руководству не всегда хватало реалистического видения сложного, противоречивого мира. После многолетних переговоров подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) так и не вступил в действие. Стороны начали взаимно обвинять друг друга в его нарушении. Поводом отказа от ратификации американская сторона объявила введение советских войск в Афганистан.

В этот период произошло дальнейшее расширение сотрудничества Советского Союза с другими развитыми капиталистическими странами. Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов.

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Трудовые конфликты. Сущность трудовых конфликтов
Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Термин «трудовой конфликт» появился в нашем законодательстве в 1989 году, когда был принят Закон СССР ...

Проблемы современного федерализма
Сейчас Россия проходит нелегкий путь становления федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны. Потребуется ...

Политическое лидерство
Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов. Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных тв ...