Организация массовых публичных акций: митинги, демонстрации, забастовки, пикеты, хепенинги и перфомансы
Одной из эффективных форм предвыборной политической борьбы являются массовые предвыборные акции: митинги, демонстрации, встречи политиков с избирателями, посещение политиками массовых мероприятий, пикеты, забастовки, перфомансы и т.д.
Массовые акции являются традиционным способом политической борьбы. Они создают иллюзию непосредственного участия масс в политической жизни, в ходе них часто озвучиваются идеи, которые по различным причинам нецелесообразно озвучивать самому кандидату или партии. Массовые акции могут принимать различные формы, менять свою форму в период их проведения и трансформироваться в иную форму протеста, например, митинг – в демонстрацию, забастовку, голодовку, блокаду транспортных магистралей, общественные беспорядки.
Одной из разновидностей массовых акций является митинговая «волна», т.е. практически единовременная организация митингов по всей стране. Такой стратегией часто пользуется ЛДПР, а также коммунисты в дни памятных годовщин. Наибольшее разнообразие стратегических приемов при организации массовых акций демонстрируют «левые» организации.
Митинги, как правило, проводятся для создания в среде сторонников психологического подъема, что позволяет «взбодрить» сторонников, влить в них дополнительную энергию, преодолеть «усталость» от лобовой агитации в среде избирателей накануне выборов.
Участие в митингах надолго откладывается в памяти людей и благотворно влияет на их мотивацию участия в избирательной кампании.
В случае если митинг легальный, разрешенный властями, его участники могут получить удовлетворение от безопасного для них лично «разрешенного бунта», от устроенного ими беспорядка. Это создает «митинговую эйфорию», в которой участники находятся довольно долгое время – до 10 дней после митинга.
Для того чтобы митинг достиг своей цели, необходима четкая организация и подготовка, решение вопросов: где и когда проводить митинг, кто должен в нем участвовать, какие требования и лозунги необходимо предъявить, какую подготовить атрибутику. У организатора митинга существуют две «заповеди»:
1. обеспечение иерархии участников;
2. обеспечение эмоционального вовлечения участников в митинг.
Без хорошего сценария и ораторов нет митинга.
Забастовка, т.е. сознательное нарушение обычного трудового процесса с целью изменения условий производства или производственных отношений – неотъемлемый атрибут российской политики. Забастовки эффективно применяют и власть, и оппозиция.
Существует около двадцати видов забастовок. Например, можно вообще не выходить на работу, можно выходить. Но ничего не делать.
Забастовка может трансформироваться в митинг, в голодовку, а также в другие формы протеста.
Поскольку экономическое положение предприятий и страны в целом в неудовлетворительном состоянии. Забастовки будут случаться чаще, при этом политики и политические партии будут использовать их для формирования своего имиджа.
За последние десять лет по России прокатилась волна митингов, демонстраций, забастовок, голодовок. Эти формы общественной активности уже никого не удивляют. К ним стала «нечувствительна» местная и федеральная администрация. Ими «пресытилась» пресса и телевидение. Во многом агитационный эффект таких акций во время проведения выборных кампаний стал снижаться.
Можно привести несколько примеров нашумевших акций подобного плана. Так, обществом дураков в Самаре 22 апреля 1991 года было организовано возложение венка к памятнику Ленину с надписью «Ленину от дураков». Произошло столкновение «дураков» с ветеранами КПСС, проводившими там свой митинг. В этом случае хепенинг носил характер антикоммунистического действия. В результате был сорван митинг коммунистов, который превратился в составную часть хепенинга – потасовку.
Суть политического хепенинга – проведение серьезной политической акции в несерьезной, юмористической форме.
Эффективность хепенингов может быть значительной, о них много говорят. Хорошо подготовленная акция послужит основой многих информационных событий кампании. Главное, чтобы они отражали общую стратегию избирательной кампании и были скорректированы с другими агитационными акциями.
Другие публикации:
Социальная основа российского Интернета
За десять лет своего существования российский Интернет в той или иной степени охватил почти всю страну. На середину 2001 г. вся аудитория российского Интернета составила по максимальным оценкам 12,8 млн. человек [Monitoring.ru, 2001], или ...
Чичерин Б.Н. Понятие свободы, основные ступени развития
идеи свободы, их анализ.
Чичерин Б.Н. (1828-1904) – крупнейшая фигура в либеральной философской мысли второй половины века, представитель неогегельянской политико-правовой философии в ее либеральном варианте. Основные его работы: «Философия права» (1900г.) и пяти ...
Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии
В середине XIX в. французским ученым и общественным деятелем Алексисом де Токвилем (1805-1859) был сформулирован «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». То ...