Первые политические партии и организации (1988-август 1991 гг.)
Страница 2

13 октября 1990 г. в Минске прошла Объединенная конференция политических партий Минска и Минской области. Принятая на ней согласованная Декларация целей и принципов содержала положения, которыми необходимо было руководствоваться при разработке программы и устава будущей партии. На конференции из представителей различных политических партий был утвержден оргкомитет по подготовке объединительного съезда.

Объединительный съезд демократических партий и Демплатформы, носивший учредительный характер, прошел в Минске 3—4 ноября 1990 г. В его работе приняли участие 127 делегатов, представлявшие 1410 человек, а также народные депутаты СССР и БССР, многочисленные гости, представители средств массовой информации. (Всего на съезде присутствовали около 200 человек.) Съезд прошел в обстановке бурных дебатов, особенно по проекту устава, который многим казался слишком либеральным, однако после значительной доработки в редакционной комиссии был принят большинством голосов. Вновь образованная партия получила название Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Принятая на II съезде ОДПБ в ноябре 1991 г. Декларация основных целей и принципов провозгласила либерализм в качестве официальной партийной идеологии.

Кроме несоциалистических партий и групп в Беларуси имелись и приверженцы социал-демократических ценностей, организационно оформившихся в 1990 г. вне рамок КПБ, Демплатформы и БНФ.

23 декабря 1990 г. в Минске, почти одновременно с опубликованием в газете «Лiтаратура i мастацтва» Заявления инициативного комитета по созданию (возрождению) Грамады, прошло Совещание представителей Социал-демократических групп и организаций Белоруссии, на котором были приняты политическое заявление и решение созвать в феврале—марте 1991 г. учредительный съезд СДПБ. Обеспечить созыв съезда должен был образованный на Совещании республиканский оргкомитет Социал-демократической партии Белоруссии.

Однако попытки создать в 1989—1990 гг. достаточно сильную социал-демократическую партию оказались безуспешными. Движение за демократизацию КПБ, развернувшееся на уровне среднего звена партийного руководства, без поддержки высокопоставленных чиновников высшего ранга оказалось настолько слабым, что на базе Демплатформы была создана не социал-демократическая, а либеральная партия. К сожалению, в Беларуси партийная и управленческая элита не только в конце 80-х годов, но и после распада СССР в 1991 г. оказалась не готова к построению новой конфигурации власти, не стала своеобразным кадровым ядром и поставщиком кадров для создания новых политических партий. Своих Бразаускасов, Ельциных и Кравчуков в Беларуси не нашлось, и процесс возникновения и развития левых партий шел вне рамок КПБ. Поэтому среди делегатов учредительных съездов БНФ (в июне 1989 г.), ОДПБ (в ноябре 1990 г.) и БСДГ (в феврале 1991 г.) не было ни одного высокопоставленного чиновника компартии. В отличие от других стран демократически настроенные интеллектуалы в Беларуси явились инициаторами образования как социал-демократических партий, так и партий несоциалистического направления. В будущем это предопределило отсутствие в политическом спектре страны массовых и сильных левых партий, которые могли бы отстаивать интересы людей, тяготеющих к уравнительным ценностям общества советского образца, как это произошло, например, в Польше и Литве.

После краха мировой системы социализма в отдельных странах Центральной и Восточной Европы некоторые из вновь образованных партий провозгласили себя преемниками так называемых исторических партий, которые действовали в этих странах до конца 40-х годов XX в. В Беларуси о подобной преемственности заявили БСДГ и Белорусская Христианско-демократическая злучность (председатель П.П. Силко, далее — БХДЗ).

Первые попытки создания БХДЗ относятся к 1990 г. Однако Учредительная конференция этой партии прошла только 1 июня 1991 г., а зарегистрирована БХДЗ была 16 декабря 1991 г. Возникшие позднее разногласия внутри партии, а также конфликт с руководством БНФ, в первую очередь с 3. Пазьняком, вызвали организационный кризис, приведший к расколу БХДЗ и последующему фактическому прекращению ее деятельности.

Страницы: 1 2 3


Другие публикации:

Исполнительная ветвь власти, исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной власти и значение исполнительных орг
Часть 2 статьи 77 Конституции РФ предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения"[20]. В то же время некоторые исследователи, утвержд ...

Гедеократия в СССР.
Период 70-х г. породил свою идеологию. Идеологическое обеспечение курса руководства базировалось на двух выдвинутых с партийных трибунах тезисах : о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем ...

Политические режимы советского государства. Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция 1917 года установила республиканский политический режим без его оформления конституционным образом. Законный правопреемник власти отсутствовал, и наступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носителя ...