Бизнес и развитие партий
Страница 3

Сложившаяся в Беларуси партийная система не вписывается ни в одно известное определение. Это не однопартийная система, поскольку группа лиц, удерживающих власть после ноябрьского Референдума, юридически не организована в политическую партию. Кроме того, в стране легально действуют политические партии, ставящие перед собой задачу изменения существующего ре-Жима посредством выборов. Правда, «власти предержащие» относятся к оппозиционным политическим партиям как к некоему антинародному образованию, рассматривают их как нечто не имеющее права на существование. Но все же говорить о полном контроле государством общества преждевременно.

Нельзя охарактеризовать сложившуюся у нас партийную систему и как многопартийную, поскольку после ноябрьского референдума 1996 г. основные партии оппозиции не принимали участия в выборах в местные Советы и в Палату представителей, а на президентских выборах выдвинули единого кандидата, противостоящего кандидату от «партии власти». Интересно отметить, что во время прошедшей президентской избирательной кампании А. Лукашенко, проводя многочисленные совещания с представителями вертикали, рассматривал себя в качестве их представителя. При этом он не раз заявлял, что если он проиграет выборы, то и им придется уйти в отставку вместе с ним, хотя формально они не состояли в одной политической партии.

Своеобразие политической ситуации в Беларуси состоит в том, что даже если на предстоящих выборах в Палату представителей и местные Советы кандидаты от оппозиционных политических партий и будут конкурировать между собой, в случае избрания они будут сообща (возможно, не все) противостоять беспартийным и партийным депутатам, являющимся представителями «партии власти».

Таким образом, мы можем рассматривать так называемую «партию власти» в качестве своеобразной правящей политической партии, не зарегистрированной и не имеющей фиксированного членства, а все остальные демократические партии — в качестве единой политической организации. В этом случае, вероятно, можно говорить о существовании у нас квазидвухпартийной системы, в рамках которой противостоящие друг другу стороны ведут борьбу за власть в стране.

После выборов в Верховный Совет в 1995 г. у нас могла сложиться многопартийная система, в рамках которой между собой вели бы борьбу такие партии, как ОГП, Партия БНФ, БСДП (НГ), ПКБ и, возможно, партия, представляющая интересы А. Лукашенко. В то время вырисовывались контуры двух соперничающих политических блоков: право- и левоцентристского. Основу первого из них могли составить ОГП в союзе с БСП и небольшими партиями христианско-демократического направления, а второго — партии, вошедшие в состав СДС (БСДГ, ПНС, ВЕС), а также БПТ и БПЖ «Надзея». Со временем к левоцентристам могла бы присоединиться и ПКБ. Сложнее определить место, которое мог бы занять БНФ, располагающийся на линейной шкале «левые—правые» правее ОГП.

Как в независимых, так и в государственных СМИ стало общепринятым говорить о слабости политических партий. При этом авторы материалов, как правило, ссылаются на данные социологических опросов, свидетельствующие о низких рейтингах политических партий. На самом деле, эти данные больше говорят о результативности целенаправленной работы исполнительной власти по полному вытеснению оппозиционных партий из сферы публичной политики — и только. Если бы партии не представляли никакой угрозы существующей власти, то вряд ли власть столь последовательно проводила бы в государственных электронных и печатных СМИ политику полного замалчивания их деятельности. Это создает в общественном сознании эффект отсутствия партий, что само по себе не является достаточным свидетельством их слабости.

Действительная сила и слабость партий проявляются только во время выборов. Судя по результатам последних относительно свободных выборов в Верховный Совет, которые прошли в 1995 году, партии выглядели не так уж и плохо. Несмотря на мажоритарную систему выборов и противодействие исполнительной власти, депутатов, представлявших ту или иную партию в Верховном Совете, было немногим более половины от общего числа избранных парламентариев. Но даже отсутствие в парламенте депутатов от той или иной партии, например БНФ, не свидетельствовало о том, что она не имела поддержки среди населения. Общее число избирателей, проголосовавших в 1995 г. по стране за БНФ, было равным почти миллиону человек. И то, что в парламенте не было депутатов от БНФ, объясняется особенностями мажоритарной системы голосования, которая основана на принципе «победитель получает все».

Тактика бойкота, к которой большинство оппозиционных партий прибегло на выборах в Палату представителей 2000 г., не позволяет с определенностью говорить о каких-то результатах. Вместе с тем, такие партии, как ПКБ, ЛДП и БСДП (НГ), участвующие в выборах, не сумели провести в Палату представителей даже лидеров своих партий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Тоталитаризм и демократия: народ и власть
Тоталитаризм в основном рассматривают как такой общественный строй, для которого характерна предельная централизация власти. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полност ...

Дагестан 2009
Это лишь некоторые террористические акты, произошедшие в Дагестане за последнее время. 7 ноября 2009 г. Около двух часов дня в центре Махачкалы по улице Магомеда Гаджиева произошел взрыв на втором этаже городского кафе "Орота". ...

Понятие геополитики
Чем же вызван современный «геополитический бум»? Каковы причины столь острого и неподдельного интереса к геополитике со стороны ученых, публицистов и политических деятелей нашей страны? Среди многих следует отметить две важнейшие. Во-пер ...