Проблемы региональной
и международной интеграции Африки. Особенности политического процесса на
африканском континентеСтраница 1
Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Как отмечает Н.Д. Косухин, политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты[9].
Природное и культурно-этническое многообразие африканского мира, самобытность этногенеза, исторических судеб его народов во многом определили специфику общественного развития стран континента.
Важно учитывать и тот факт, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.
В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном «Может ли Африка претендовать на ХХI век?» отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость «сильного и действенного государства». В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.
В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций[10]. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно - бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения[11].
За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете[12].
В российской литературе достаточно основательно разработана проблема места государства в политической жизни развивающихся стран (см.: Чиркин, 1990; Энтин, 1978)[13]. В ряде исследований рассматриваются особенности властных структур в развивающихся странах: слитные партийно-государственные структуры, верховенство правящей партии, многоклассовый характер государственной власти и ее относительная самостоятельность, распространенность форм военного управления, персоналистский характер государственной власти, связанный с огромными полномочиями лидера страны, нередко принимавший уродливые формы своеобразного культа личности. О последнем свидетельствует деятельность пожизненных президентов Мобуту Сесе Соко в Заире, Бургибы в Тунисе, Банды в Малави, и других. В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В конце 80-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки.
Другие публикации:
Роль политики в жизни современных обществ
Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права, тр ...
Теория фашизма
Фашизм – сложное и противоречивое явление, которое не поддаётся простым определениям. Ж. Желев считает, что «пришло время создать единственную теорию фашизма, которая бы логически соединила исследование разных его аспектов», однако, на пу ...
Деятельность исламских неправительственных организаций на территории
Российской Федерации
Российский традиционный ислам, в том числе и его составная количество - северокавказский ислам, вправе ограждать себя от чуждых попыток религиозной и политической экспансии. Мусульманский мир не един. Он многолик и сложен. Вследствие этог ...