Человек политический как субъект политического творчестваСтраница 3
Сегодня, когда эпоху литературы сменила эпоха телевидения, визуальное искусство стало экспериментировать в жанре сатиры- фантасмагории, используя аргументы из серии «чем хуже, тем лучше». Фильм «Особенности национальной охоты» был отмечен международной премией и обошел весь мир, стал одним из самых кассовых в 1998году. И современные заинтересованные политические наблюдатели за рубежом, судя по откликам международной прессы, представляют теперь русский национальный характер по этой откровенно русофобской картине.
Если энергия уходит глубоко в индивидуальное подсознание- этот процесс хорошо описали З. Фрейд в «Психоанализе и культуре» и Э. Дюркгейм в «Самоубийстве»,- мы имеем случаи массовых самоубийств, неврозов и других психических отклонений на фоне экономического благополучия общества. В условиях, когда сильные эмоции не востребованы цивилизацией, человек начинает эмоционально пожирать самого себя. Общество больше не требует от индивида следовать жестким правилам: и это снятие ограничений, дезинтеграция, отсутствие порядка, которые прежде удерживали человека в определенных рамках, концентрируя его на определенной задаче, и являются подлинной причиной массовых самоубийств в эпоху экономического процветания. Но не это самое страшное.
Например, когда атеистическое общество, не способное больше создавать богов, начинает создавать демонов- этот сатанинский механизм в политике грозит уже разорвать в клочья весь институт общественного порядка. К сожалению, политики использовали именно такой демонический путь концентрации психической энергии масс, и мы теперь с полным основанием называем уходящее столетие « веком политических катастроф». Об этом предупреждал еще Ф. М. Достоевский: если бога нет- все позволено, а значит, позволено самое худшее- право на бесчеловечное в человеке.
Современные политики почти полностью утратили то великое древнее искусство: направлять психическую энергию масс в положительное русло. Между тем именно в этом состоит подлинное искусство политики. На самом деле политические интересы в диалоге цивилизаций, о которых сегодня печется политическая наука,- самая не постоянная в мире вещь. Интересы в политике могут породить только мимолетное сближение или временные коалиции.
Корни «тихоокеанского чуда» и небывалые темпы развития исламской цивилизации в 20 веке - все это неоспоримые свидетельства действия древнего психологического закона в наши дни. Хочется согласиться с Э. Дюркгеймом: настанет день, когда наши общества снова узнают минуты творческого возбуждения, в ходе которых возникнут новые идеи, появятся новые формулы, которые будут воодушевлять человека политического и служить ему руководство к действию. И однажды пережив эти минуты, люди непроизвольно испытывают потребность время от времени мысленно возрождать их к жизни, т.е. поддерживать воспоминания с помощью праздников, которые регулярно воскрешают их плоды. «Нет евангелий, которые были бы бессмертны, и нет основания считать, что человечество впредь будет неспособно придумывать новых».
Другие публикации:
Идейно – политические течения первой половины 19 в.
В первой половине 19 века в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистического уклада, политика самодержавия менялась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создаётся ряд проектов ...
Правовое социальное государство. Понятие правового государства
Правовое государство – реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать ин ...
Функции элит.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, в ...

