Партийная самореализация молодых избирателей

Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма, а так же выполняет функции политической социализации и воспитания.

Особое место в этом процессе занимает молодежь, как одна из социально-демографических групп, которая в силу своей многочисленности, гибкости мышления, специфике творческого потенциала, способности к социально-преобразующей деятельности, а так же предрасположенности к новым идеям, умениям и навыкам становится как объектом, так и значимым субъектом политики.

В современных условиях развития российского общества характерная для советского времени принудительность политического участия молодежи сменилась свободой выбора как формы этого участия – голосование на выборах, членство в партии, политический протест и другие; или же собственно гражданского выбора: участвовать или не участвовать?

Как в зарубежной, так и в отечественной научной мысли не существует общепризнанного определения категории «политическое участие», однако на основе анализа общих моментов в наиболее известных определениях, политическое участие можно определить как реальные действия, посредствам которых граждане вовлечены в политический процесс (отношения) и влияют или пытаются влиять на него.

Исследователи выделяют различное количество этих форм: от четырех (Л. Милбрайт) до двенадцати (С. Верба, Н. Най). Однако в любой классификации отдельно указывают – участие в партиях и других политических организациях. Из всего многообразия определений категории «политическая партия», для нашего анализа нам нужно обратить внимание на две особенности: во-первых, партия всегда ставит своей целью завоевание государственной власти, либо участие в ней, а, во-вторых, это специализированная политическая организация, выражающая интересы социальных групп объединяющая их наиболее активных представителей.

Членство в партии как форма политического участия молодежи стало предметом предпринятого анализа. Анализ составов законодательного органа власти Астраханской области разных лет (с 1994 по настоящее время) показал, что изменение избирательной системы влияет на количество молодых депутатов в региональной легислатуре. И если первые три созыва, где выборы проводись по мажоритарной системе – это всего лишь один человек из 25–29 депутатов, то последний созыв (выборы по смешанной системе с условием двойного увеличения количества депутатских мест) ознаменовался появлением уже четырех молодых парламентариев.

Само членство в политической партии подразумевает под собой более высокий уровень политического участия, чем, например, голосование на выборах. Это тот уровень политического участия, на котором актуализируется аксеологическая компонента. Особую роль в этом играют «карьерные мотивы», а именно ориентация на восхождение по лестнице партийной иерархии, и в результате, выдвижение в кандидаты.

Согласно данным, полученным при анализе избирательных кампаний депутатов IV созыва Государственной Думы Астраханской (ГД АО) области результатам экспертного опроса можно сделать вывод о том, что изменение типа избирательной системы, и последующий переход к пропорциональной, способствует увеличению квоты молодых в региональном парламенте.

Очевидно, выборы по одномандатному округу требуют от депутата большого материального ресурса, а так же некого доказательства его собственной стабильности и устойчивости. Согласно анализу составов ГД АО практически все одномандатники – это люди старше 30 лет, уже создавшие свой собственный бизнес или имеющие карьеру. Выборы же по партийным спискам, в свою очередь, повышают возможность продвижения молодежи в структуру государственной власти. Партия самостоятельно формирует список депутатов, тем самым способствуя, процессу подготовки новых кадров и получения молодежью опыта работы в законодательной власти.


Другие публикации:

Укрепление нового режима: 27 марта – 12 мая.
После завершения активных действий по смене существовавшего режима, новой власти необходимо было пройти через процесс легитимации, причем одновременно по двум направлениям. С одной стороны, у республики оставался официально действующий пр ...

Глава государства - Президент РФ и органы при нём. Место Президента РФ в системе разделения властей.
Часть 1 статьи 80 определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимост ...

Составные элементы государственной идеологии
Государственная идеология всегда есть более высокоорганизованная по сравнению с частными идеологиями, совокупность идей, поскольку практически каждое государство имеющимися у него силами и средствами обеспечивает их систематизацию, литера ...