Законодательная ветвь власти и "особое ответвление" - "учредительная власть". Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание).

Политические публикации » Разделение властей в российском обществе » Законодательная ветвь власти и "особое ответвление" - "учредительная власть". Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание).

Согласно статье 94 Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (иногда их называют верхней и нижней палатой соответственно). Государственная Дума, избираемая гражданами по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, представляет население России в целом, а также основные политические силы, представленные фракциями. Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от законодательной и исполнительной власти), представляет субъекты РФ. Совет Федерации до недавнего времени состоял из глав законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, что порождало массу проблем и противоречий. Во-первых, региональные должностные лица становились одновременно федеральными. Во-вторых, должностные лица исполнительной власти субъектов РФ являлись одновременно федеральными законодателями. В-третьих, такой порядок не учитывал российские расстояния, и руководители отдалённых регионов, загруженные работой на местах, были вынуждены разрываться между Москвой и своими регионами, совмещая по две важнейшие должности. В 2000 году по инициативе Президента РФ В.В.Путина вместо представительства по должности введено делегирование представителей в Совет Федерации.

Законодательная деятельность осуществляется палатами Федерального Собрания последовательно, порядок рассмотрения федеральных законов и федеральных конституционных законов палатами Парламента (а также Президентом РФ) закреплён в Конституции. Федеральные законы принимаются по широкому кругу предметов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъекта РФ, установленных статьями 71 и 72 Конституции РФ, а по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы, обладающие повышенной юридической силой. В законотворческом процессе ключевую роль играет Государственная Дума. Она получает и рассматривает все законопроекты, принимает федеральные законы. Роль Совета Федерации сравнительно невелика, он рассматривает принятые Государственной Думой законы. Его отлагательное вето в отношении федеральных законов может быть преодолено квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов Государственной Думы. Конституционные поправки последовательно рассматриваются палатами Федерального Собрания и законодательными органами субъекта РФ.

Кадровые и некоторые другие полномочия распределены между Советом Федерации и Государственной Думой статьями 102, 103 Конституции РФ и некоторыми федеральными законами. Контрольные полномочия Парламента сведены к минимуму, что, на мой взгляд, в достаточной мере компенсируется наличием сильных, организационно и функционально самостоятельных, контрольных и надзорных органов. Государственная Дума может влиять на назначение Председателя Правительства, выразить недоверие или отказать в доверии Правительству, но окончательное решение, как правило, остаётся за Президентом. Государственная Дума может быть распущена Президентом в определённых случаях (при конституционном конфликте с Правительством), но она легко может уклониться от роспуска, согласившись на назначение Председателя Правительства, выразив доверие Правительству или даже начав процедуру отрешения Президента от должности.


Другие публикации:

Характеристика выборов
Самый массовый Единый день голосования за всю его историю протекал достаточно спокойно. Свой выбор на 30 тысячах избирательных участков должны были сделать 30 миллионов человек, зарегистрированных в списках избирателей. "Кто из них п ...

Приложения.
Приложение 1 Демографические показатели Республики Кыргызстан в различные периоды времени. Численность наличного населения на начало года, 1950-2007 гг. (тыс. чел.) 1980 – 3 593 1981 – 3 662 1982 – 3 735 1983 – 3 814 1984 – 3 89 ...

Общественные объединения, средства массовой информации.
Зачастую выдвигаются и тезисы о существовании иных "властей" - партийной, профсоюзной, информационной. Очевидно, имеет место неправомерное смешение политической системы общества и публичной власти. Во-первых, как уже отмечалось ...