Ментальность и политическая культура украинской нации
Страница 2

Политические публикации » Ментальность и политическая культура украинской нации » Ментальность и политическая культура украинской нации

Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия. В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития). Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Углубленное изучение политического сознания и политической культуры является непременной стороной познания политической жизни любого общества. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, существующие в обществе политический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Необходимость изучения политического сознания и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.

Между политической культурой и политической системой общества существует тесная взаимосвязь. Стереотипы политического поведения в той или иной степени аккумулируются в деятельности политических институтов. В целом институциональная структура политической системы закрепляет в политической системе сложившиеся формы политических отношений, а политический режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее сильное, - на базе одной и той же политической культуры могут возникать и эффективно действовать различные модификации политической системы, в том числе и отличающиеся существенно. Национальная политика определяет судьбу наций, объясняет исторический смысл и назначение государства. Сегодня пытаются по-новому прочитать национальную историю. Отбрасывается все то, что не укладывается в политические концепции. Национальную историю пишут политики за деньги заграничных благотворительных фондов, и гранды определяют содержание общеобразовательных программ в школах, в высших учебных заведениях. Нас привлекают благами цивилизации, нам прививают масс-культуру. И никого из проводников западных ценностей не интересует, насколько они отвечают ментальным структурам и культурно-историческим традициям. Рынок политических услуг сегодня претерпевает значительные трансформации - не только идеи и взгляды стали товаром, товаром стала страна. Политики решают свои проблемы за счет национальных интересов, и Украину рассматривают как объект продажи для глобального рынка. Сегодня имеет место трансформация общечеловеческих ценностей, замена их на временные, искусственные. Политика «омассовления», «оскотивления» общества, народных масс – это вина элиты, которая так и не смогла стать национальной, вина элиты культурной, которая со стороны наблюдает, как идея творения уступает жажде разрушения и уничтожения, вина элиты технической, которая устранилась от политического строительства соборного украинского государства. Вместо возможности использовать исторические достояния, вдохновляться традиционными духовными и культурными ценностями, носителями которых является народ, а проводниками - национальная элита, - сплошная подмена понятий. Жизнь как политика, а политика как шоу, - составляют сегодня основу бытия рядового украинца. Ментальные структуры украинской наций не защищены перед цивилизационным нашествием псевдомифов и псевдоценностей.

В настоящее время и само понятие «политическая культура» употребляется в довольно абстрактном, но и кое-где противоречивом, порой непонятном для массового сознания значении. В нашем обществе все сегодня говорят о политической культуре власти, о политической культуре политических лидеров, о политической культуре политических партий и общественных движений, но мало кто упоминает о политической культуре общества, о его особенностях, разногласиях и о его важности в демократическом развитии украинского государства. А если заходит речь о политической культуре молодежи, то почти все единодушны в том, что ее необходимо активно формировать, но мало кто знает, что собой представляет новая политическая культура современного украинского общества и как его надо формировать. Понимание сущности и само понятие «Великая Украина» сегодня кажется утраченным, ведь оно почти полностью вышло из обихода политеса, не применяется в политической риторике, исчезло с экранов телевизоров, со строк журналов и газет, а в повседневной жизни не используется вообще.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Особенности и основные направления русской политической мысли
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. ...

Чичерин Б.Н. Понятие свободы, основные ступени развития идеи свободы, их анализ.
Чичерин Б.Н. (1828-1904) – крупнейшая фигура в либеральной философской мысли второй половины века, представитель неогегельянской политико-правовой философии в ее либеральном варианте. Основные его работы: «Философия права» (1900г.) и пяти ...

Жозеф де Местр и С. С. Уваров
Среди историков, изучавших влияние франко-итальянского консервативного мыслителя Жозефа де Местра в России, утвердилось представление о том, что де Местр в XIX в. пережил два взлета популярности. В первый раз – еще во время пребывания в Р ...