Ментальность и политическая культура украинской нации
Страница 3

Политические публикации » Ментальность и политическая культура украинской нации » Ментальность и политическая культура украинской нации

Мое субъективное мнение таково, что политическая нация в Украине сформировалась лишь частично. О ее наличии должен свидетельствовать общенациональный консенсус, но он существует только по вопросу о независимости. За нее, как показывают социологические опросы, выступает большинство граждан в разных регионах. Тех, кто хотел бы возвращения в Союз — сегодня лишь несколько процентов. Однако по остальным вопросам консенсус в украинском обществе не достигнут. Нет толерантного отношения друг к другу жителей разных регионов, не признаётся и не уважается чужая точка зрения. И в первую очередь это демонстрируют политики, которые должны подавать позитивный пример гражданам. В целом, в Украине нет консенсуса даже по политическому устройству страны. Нет такого «проекта Украина», над которым нужно работать.

Нынешний политикум не способен выйти за рамки привнесенного инородного атлантического мышления, соответственно предлагая и такое же «рамочное» мышление обществу. Если еще имеет место, навязанная социумом, дискуссия вокруг интеграции Украины в Северо-Атлантический альянс, то вступление в Европейский Союз фактически утратило дискуссионный дискурс. Безоговорочное восприятие ЕС как самоцель, как единственный способ достижения европейского уровня жизни, является результатом манипуляции общественным сознанием и ошибочного отождествления разных вещей. Опрос, проведенный к 50-й годовщине Евросоюза, засвидетельствовал, 50% европейцев считают, что их жизнь после вступления в европейский клуб ухудшилась, и лишь 25% представителей пяти наибольших стран ЕС разделяют мысль, что их жизнь улучшилась. Сегодняшняя Европа столкнулась с кризисом национального самосознания, вызвавшим волну возрождения национализма и этнических движений. Идея внедрения европейского самосознания разбилась о реалии жизни. Диспропорции социально-экономического развития, нужд и ресурсных возможностей отдельных регионов в ЕС приводит к возобновлению историческо-культурного и духовно-религиозного противостояния. Все более широкие слои населения примыкают к региональным движениям. В общем, по всему миру распространяются етноцентрические и етнонациональные настроения, противостоящие глобалистическим вызовам, исключительность индивидуальности восстает против обобществления, национально-этническая индентичность - универсальности омассовления. Призывы отмежеваться от национальных ценностей, позиций и практик как проявлений отсталости и нецивилизованности, вызывают более чем сомнения. Сложный и весьма чувствительный вопрос идентичности в украинско-русских отношениях. Мы забыли, как правильно общаться, забыли, что Украина и Россия - духовно нераздельны. Политики из-за своих амбиций, из-за должностей пытаются лишить нас того нашего единого, цельнодуховного исторического достояния, не понимая, что разорвать и провести духовную границу - это значит уничтожить. Владимир Путин, будучи президентом России, позволяет себе во всеуслышание на международном съезде сказать, что такой страны как Украина в принципе не существует на карте мира. Почему так происходит? Понятно, что позиция Украины, основы внутренней и внешней политики должны отвечать вызовам действительности. Определение структуры национальных интересов Украины должно состоять в прагматическом отношении и учитывать как исторический опыт национального и государственного развития, так и все аспекты современной геополитической, историко-культурной, цивилизационной ситуаций, полный спектр вопросов экономической, политической, социальной и духовно-интеллектуальной жизни. Однако лишь здоровый национальный эгоизм предусматривает то самоуважение, которое является предпосылкой уважения Украины в мире. Четкое осознание своих собственных интересов - интересов Украины, умноженных на политическую волю элиты страны, будет способствовать обретению Украиной роли регионального лидера. В условиях роста риска столкновенья цивилизационных и культурных отличий, пришедшего на смену политического и идеологического противостояния, исключительно важными являются процессы самоидентификации, самоопределения и самоосознания Украины. Заметим, что цивилизационный подход к осмыслению современных исторических процессов является в высшей степени продуктивным. Известный американский политолог, директор Института стратегических исследований им. Дж. Олина при Гарвардском университете С. Хантингтон еще в 1993 г., сразу после окончания «холодной войны», писал: «Я считаю, что в рождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, которые разделяют человечество, и главные источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, которые относятся к различным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линия излома между цивилизациями — это и есть линия будущих фронтов». Цивилизацию этот ученый понимает как категорию культуры: «Цивилизация определяется наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификации людей». Религия, по мнению С. Хантингтона, является последней границей между цивилизациями. В то же время ученый считает, что цивилизации динамичны. Они переживают подъемы и спады, распадаются и сливаются. Проблема цивилизационной идентификации (кода) чрезвычайно важна для Украины, и национальная идеология призвана четко определить цивилизационный статус нашей страны, ее геополитическое положение и внутренние возможности, перспективы дальнейшего прогресса.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Вывод
Перемены, охватившие в современных условиях все сферы общественной жизни на Украине наиболее ярко и зримо, пожалуй, проявились в политической сфере. Современная политическая жизнь наполняется новым содержанием, отличающимся разнообразием ...

Особенности конфедеративного устройства
Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию са ...

Л
Легальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также обще­принятых нормах. Легитимность (от лат. legitimus - законный, правил ...