А
Страница 3

Анархия

(от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - идеал общественного устройства, исключающий государствен­ную власть, основанный на самоуправлении отдельных ком­мун, общин, семей и других первичных общностей людей. Идея анархии первоначально была выражена Платоном (427-347 гг. до н. э.). Позднее она распространилась в уто­пиях Средневековья, стала содержанием учений У. Гудвина, М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина, некоторых современных политических деятелей. В обыденном сознании А. - беспорядок в общественной жизни, дезоргани­зация, беззаконие, отсутствие руководящего начала в реаль­ных процессах.

Анклав

(от лат. inclavare - запирать на ключ) - терри­тория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства или государств (например, бельгийские А. Барле-Нассау и Барле-Хорти на территории Нидерландов, анклав ФРГ Бю-зенген на территории Швейцарии и т. п.). Являясь неотъем­лемой частью того государства, которому он принадлежит, А. вместе с тем существует и особых условиях, связанных с организацией политического, экономического и другого взаи­модействия А. с основной территорией государства, а также с порядком и правилами проезда на его территорию через тер­риторию других стран, что зависит от характера заключенных в связи с этим договоров и культурой (точностью) их исполнения.

А., имеющий выход в море, примято называть полуанкла­вом (например, испанские территории Суета и Мелилья, окруженные территорией Марокко, по имеющие выход в Сре­диземное море).

Аномия

(от греч. а .+nomos беззаконие, безнормность) - состояние общества или его части, при котором его члены, зная о существовании тех или иных нормативно-пра­вовых, нравственных норм, не выполняют их, относятся к ним отрицательно или равнодушно.

К причинам появления А. относят: 1) утрату институ­тами и учреждениями, промежуточными между человеком и государством, своих прежних функций носителей власти и расширение границ «индивидуализации» общества. Это про­исходит, как правило, в условиях перехода общества в новую фазу своего развития, когда противоречия между потребно­стями членов общества и возможностями по их удовлетворе­нию постоянно нарастают, а моральная саморегуляция обще­ства ослабевает (подрывается сила коллективного мораль­ного надзора и поддержки, происходит крушение до этого твердых жизненных норм и образцов поведения общества); 2) несогласованность, конфликт между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, когда люди не могут достичь морально поддерживаемых обществом целей им же установленными средствами.

Состояние А. общества, группы или индивида обычно сопровождается отказом от признания единых морально-правовых основ деятельности по достижению общих социально значимых целей и стремлением либо подчинить свою линию поведения наиболее сильному влиянию, либо выработать собственную, новаторскую, отличную от всех тактику деятельности.

В зарубежной литературе теория А. разрабатывалась в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

Апатридизм

(аполидизм) (от греч. а . + . patris - не имеющий родины; а .+…polis - лишенный отечества - безгосударственность) – термин, обозначающий социально-пра­вовое положение лиц, не имеющих гражданства или поддан­ства ни одного из государств мира.

В основном А. наступает вследствие расхождений в зако­нодательствах различных государств о гражданстве после того, как лицо утрачивает гражданство одного государства и не приобретает никакого другого (изменение в семейном поло­жении и выезд за рубеж, добровольная политическая эмигра­ция, лишение гражданства и высылка из страны и т. п.).

Несмотря на то, что лица, утратившие гражданство, пол­ностью подчиняются законам страны пребывания, они огра­ничиваются, как правило, в правах (например, избирательное право) и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту, предоставляемую посольствами лицам других государств.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации: