Общие закономерности эволюционного процесса образования государств

Политические публикации » Происхождение и сущность государства » Общие закономерности эволюционного процесса образования государств

Оппенгеймер в работе «Государство» (1914) видит движущую силу, приводящую к образованию государства, не в религии, а в систематическом захвате территорий как средстве обогащения, приводящем к увеличению земель, находящихся во владении. Маклеод в работе «Происхождение государства» (1924) утверждает, что государство возникло при социальной дифференциации на примитивные социальные формы и появлении вертикального расслоения. Социо-экономические теории связывают эволюцию политических институтов с экономическими изменениями, они подразделяются на марксистские теории (в основе которых лежит понятие прибавочной стоимости, с возникновением которой общество разделилось на классы) и теории сторонников Руссо, основанные на понятии неравенства. Оппенгеймер в своей трактовке происхождения государства объединяет концепцию захвата с экономической теорией происхождения государства. Он утверждает, что сложные формы управления становятся необходимыми при разделении общества на классы богатых и бедных, и что рабство как форма межличностных отношений является движущей силой и основой возникновения государства. «Момент в историческом развитии, когда первый захватчик оставил в живых свою жертву, чтобы эксплуатировать ее, является поворотной точкой в истории. Так родились нация и государство…». Этому моменту соответствовал определенный уровень развития человека как производительной силы: он мог произвести больше, чем необходимо для его физического существования, что привело к возникновению прибавочной стоимости и эксплуатации чужого труда.

Существуют также теории, которые утверждают, что государство возникло только однажды в одном месте, по «естественным причинам», и затем постепенно распространилось на другие общества благодаря своему организационному превосходству в процессе захвата и освоения незанятых территорий. Согласно Смиту и Пери («Происхождение и история политики», 1931) государство возникло в Египте, 5000 лет до н.э., в результате объединения религиозной и экономической властей, подобного которому нигде не было. Из Египта оно распространилось по всему миру.

Эти теории были особенно популярны в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Сайт в работе «Политические институты» (1938) объединил разные тенденции эволюционных интерпретаций происхождения государства и дал его определение, созвучное современному понятию государства: «Государство состоит из трех элементов: люди, правительство и территория. В начале группы людей объединялись узами родства и религией. Семья была первичной ячейкой общества, затем они распространились до удельных княжеств, кланов и племен. В патриархальных трудах древних храмов был разработан хозяйственный способ управления племенем, соплеменники, безоговорочно подчинявшиеся старейшинам племени, естественно приняли власть совета патриархов и их наместников. Но выделение государства – сложной регулирующей системы – в родоплеменном строе должно быть обусловлено экономическими причинами: увеличением неравенства в распределении дохода. Богатство и его распределение породили вражду внутри племени и междоусобные войны. Ситуация требовала индивидуального лидерства. Некоторые из членов совета, наиболее энергичные, представительные и богатые объявили себя верховной властью (начало вертикального расслоения) при помощи религиозной власти или без нее. Право на верховное управление передавалось по наследству, как имущество и земли. В этот период одновременно существовали две формы государственного правления, основанные на власти вождя империи и религиозные правления, основанные на власти жрецов. Территориальные государства возникли в процессе развития сельского хозяйства и оседания военных дружин на землю. Княжеские вассалы становились землевладельцами, что потребовало определения прав собственности на землю. Процесс оседания на землю происходил очень медленно, с постоянным переделом владений и войнами, по мере совершенствования способов производства усиливалось рабство и развивались вооруженные силы, необходимые для поддержания властного господства над территорией. С появлением строгого территориального разделения родственные узы стали ослабевать, постепенно превращаясь в узы территориальные. Так возникло государство в его современном понимании.


Другие публикации:

Ваххабизм
Ваххаби́зм — одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Название «ваххабизм» употребляется оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд ...

Теория Н. Спайкмена
Превращение США после Первой мировой войны в "сверхдержаву" породило у американских исследователей потребность усилить концепцию "Морской Силы" обоснованием необходимости контроля над береговыми территориями Евразии. Э ...

Марксистская социология
Карл Маркс не использовал в своих работах термин "социология", ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие ...