Современные формы государства.

В современной политологии форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархии бывают абсолютными и ограниченными. Ограниченные монархии делятся на дуалистические и парламентарные. Республики бывают президентскими, парламентскими и демократическими. Выделяют также смешанные формы республики – парламентско-президентские и наоборот. Территориально-административное устройство современного государства представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов. Современной тенденцией в развитии организационно-правовых форм правления является сочетание различных элементов авторитарных и демократических способов в процессе принятия решений, что объясняется одновременным сосуществованием в одном обществе разных социальных форм (семей, групп), образ жизни которых соответствует разным историческим формациям. Кроме того, глобализация мировой экономики требует совместного решения экологических проблем, международного разделения труда и тесного сотрудничества государств с разными формами государственного правления. Современное общество характеризуется смешением различных форм социальной общности еще благодаря длительному историческому опыту развития государственных форм, когда на одной и той же территории последовательно существовали все возможные организационно-правовые формы правления из классификации Аристотеля. Например, в рамках современного Европейского сообщества история функционирования политических институтов прослеживается от аристократической демократии Древней Греции и конституционной монархии Древнего Рима, через религиозную тиранию монахов Тевтонского ордена в Средневековье, Германский и Французский феодализм, до демократических, авторитарных и тоталитарных государств современности. Смешение форм приводит иногда к смешению понятий. Один и тот же тоталитарный режим в разные годы может называться монархией и демократической республикой при неизменности способа функционирования политической системы. Древнегреческие мыслители полагали, что цивилизованность общества определяется по отношению к женщине и ее роли в социальной жизни общества. Согласно этому критерию, «не демократические» арабские страны оказываются значительно более цивилизованными по сравнению с постсоветскими «демократическими» республиками. То же можно сказать об основных правах человека и их соблюдении в странах с разными режимами. Поэтому отличительные признаки могут не соответствовать официально объявленным, что тоже является современной тенденцией в развитии государств. В истории одного и того же государства период правления с искажениями в политической системе в одну сторону сменяется периодом правления с искажениями в противоположную сторону (психологи называют это компенсацией). Например, «абстрактная идеология» и «экономический рационализм», как две крайности в политическом курсе государства.


Другие публикации:

Введение.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридически ...

Законодательная власть
По конституции, единственным законодательным органом Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей (500 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Выборы в обе палаты - прямые, право голоса имеют все гражд ...

Особенности конфедеративного устройства
Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию са ...