Современные формы государства.

В современной политологии форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархии бывают абсолютными и ограниченными. Ограниченные монархии делятся на дуалистические и парламентарные. Республики бывают президентскими, парламентскими и демократическими. Выделяют также смешанные формы республики – парламентско-президентские и наоборот. Территориально-административное устройство современного государства представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов. Современной тенденцией в развитии организационно-правовых форм правления является сочетание различных элементов авторитарных и демократических способов в процессе принятия решений, что объясняется одновременным сосуществованием в одном обществе разных социальных форм (семей, групп), образ жизни которых соответствует разным историческим формациям. Кроме того, глобализация мировой экономики требует совместного решения экологических проблем, международного разделения труда и тесного сотрудничества государств с разными формами государственного правления. Современное общество характеризуется смешением различных форм социальной общности еще благодаря длительному историческому опыту развития государственных форм, когда на одной и той же территории последовательно существовали все возможные организационно-правовые формы правления из классификации Аристотеля. Например, в рамках современного Европейского сообщества история функционирования политических институтов прослеживается от аристократической демократии Древней Греции и конституционной монархии Древнего Рима, через религиозную тиранию монахов Тевтонского ордена в Средневековье, Германский и Французский феодализм, до демократических, авторитарных и тоталитарных государств современности. Смешение форм приводит иногда к смешению понятий. Один и тот же тоталитарный режим в разные годы может называться монархией и демократической республикой при неизменности способа функционирования политической системы. Древнегреческие мыслители полагали, что цивилизованность общества определяется по отношению к женщине и ее роли в социальной жизни общества. Согласно этому критерию, «не демократические» арабские страны оказываются значительно более цивилизованными по сравнению с постсоветскими «демократическими» республиками. То же можно сказать об основных правах человека и их соблюдении в странах с разными режимами. Поэтому отличительные признаки могут не соответствовать официально объявленным, что тоже является современной тенденцией в развитии государств. В истории одного и того же государства период правления с искажениями в политической системе в одну сторону сменяется периодом правления с искажениями в противоположную сторону (психологи называют это компенсацией). Например, «абстрактная идеология» и «экономический рационализм», как две крайности в политическом курсе государства.


Другие публикации:

Внешняя Политика Египта (1970-1981гг.)
Почти сразу же после прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Абдель Насером политики арабского национализма и арабского социализма. После того, как последователи идей Абдель Насера попытались создать оппозицию новому режиму ...

Трансформация идейно-политических взглядов Бориса Николаевича Ельцина в 1989 – 1992 годах XX века
Приход к власти Горбачева ознаменовал начало перестройки не только страны, но и номенклатурной системы. Горбачев уже в первые годы своего правления нарушил незыблемые до него законы функционирования советской элиты. Он устроил кадровую «м ...

КПРФ. «За власть трудового народа». Геннадий Зюганов лидер партии КПРФ
Лексика и манера изложения видения ситуации и перспектив ее развития у КПРФ носят, что называется, «фирменный» характер. «Разрыв между богатыми и бедными неуклонно растет», «узкая группа лиц присвоила несметные богатства», «страна вымира ...