Теория борьбы с фашизмом
Страница 2

Крах коммунизма сделал из него предмет исторических исследований, вроде вскрытия трупа, как это уже произошло с фашизмом (или нацизмом). Закончилось время взаимных маскарадов, которыми оба монстра пользовались для борьбы друг против друга и надувательства тех, кто при этом присутствовал.

Фукидид сказал, что некоторые люди умудряются вкладывать в слова смысл, противоположный обычному; наше столетие именно тем и занималось, что искажало значение слов, а тем самым – и людей.

Свидетелей не найти — все поголовно были уничтожены. Та же проблема встает и перед японцами: невозможно отыскать доказательства против военных, которые совершали преступления во время последней войны, например, против тех, кто прививал вирусы военнопленным в Маньчжурии.

В коммунистической стране ложь считалась делом государственного веса. Каждый гражданин был обязан верить пропаганде.

Целые пласты действительности оставались, – как в гитлеровской Германии, но в течение значительно более длительного времени, – совсем закрытыми от населения: люди не знали о существовании целых городов или отраслей промышленности, прошлое либо искажалось, либо вообще вычёркивалось из памяти. Большевизм имел маниакальную страсть к поискам крамолы и разоблачения тайных подступов своих врагов; действуя в знаменательном противоречии с основами марксизма, чьим наследником он себя провозглашал, Сталин не прекращал разоблачать притворные заговоры и устраивать ужасающие судебные процессы. Однако страна лжи, была в то же время ещё и огромным бюрократическим механизмом прусского типа (Ленин захватывался прусской организованностью); архивы, которые сохранялись в огромной тайне, пополнялись и росли непрерывно. Архивы коммунистического государства колоссальны.

В каждом экс-коммунистическом заведении, а особенно в тайной полиции, – полки с архивными делами тянутся в даль на много километров. В дополнение романтический флёр, который обвивал коммунистический режим, преумножал количество его поклонников за границей, а вместе с тем – и количество шпионов, которые работали на СССР.

Лица наподобие Треппера вызывали общее восхищение. Судоплатов, который организовывал за границей убийство Троцкого и много других покушений на людей, неугодных коммунистическому режиму, хвастается в мемуарах своими подвигами и, не чувствуя ни малейшего раскаяния, во второй раз зарабатывает на муках собственных жертв. Таковой является жизнь.

Эти споры между кабинетными учеными, которые кое-где обнародовались, лишний раз напоминают нам о сегодняшнем тяжелом положении историков: эпоха манихейства окончилась, последние её представители оставляют наш мир; срок полвека вполне достаточный, чтобы изменить точку зрения. А между тем всё повторяется снова: завтрашние люди эксплуатируют вчерашние битвы. Как прервать молчание или, точнее, как покончить с конформизмом легенды? Что сначала: прощение или справедливость? Эти вещи вообще несовместимы? Как сказать правду о палачах, которые в свою очередь стали жертвами, как это повсеместно происходило в сталинские времена? Как относиться к компромиссам с идеологиями «исторической целесообразности», которые кружили головы интеллектуалам прошлого и которыми мы теперь сыты по горло?

Если в иллюзии имеется прошлое – значит, у неё может появиться и будущее. Человек живет не хлебом единым, она живет ещё и утопией, так что в теперешнем отсутствии утопий нет, возможно, ничего доброго. История – это ещё и боль, и все мы рано или поздно начинаем бояться её[2].

Страницы: 1 2 


Другие публикации:

Эволюция британской партийной системы.
Обобщенные показатели эволюции британского электората в послевоенный период в наиболее полном и систематизированном в виде изложены в статье А. Криу “Электорат: партийное разъединение десять лет спустя”[90]. В период 1945-1970 г. г. Брит ...

Взгляды консерваторов на принципы государственности
Консерватизм, стремившийся защитить общество от потрясений, связанных с радикальным вариантом модернизационного процесса, возник как ответная реакция на Французскую революцию. Часть европейского общества повернулась от страстного увлечени ...

Гражданское общество
Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «н ...