Элементы политической власти
Страница 2

Политические публикации » Элементы политической власти

Если охарактеризовать власть со стороны ее объема и влияния, то тогда мы получим следующую схему. В основании перевернутой пирамиды будет разумеется власть личная, которая не существует вне непосредственного контакта и в силу этого крайне ограниченна. Выше ее будет власть общественная, опосредованная и циркулирующая внутри всего общества. Ее историческими разновидностями выступают племенная и религиозная власть. Еще выше уровнем располагается политическая власть, образующаяся вместе с возникновением государства. Государство призвано защищать интересы народа его образовавшего и обеспечивать решение стоящих перед народом исторических задач в ответ на внешние и внутренние вызовы. Исходя из этого политическую власть характеризует проектность, целеполагание и субъектность. Если общественная власть рассредоточена во всех «тканях общественного организма», как и положено универсальному посреднику, то политическая собрана в центрах влиянии и принятия решений. Государство стоит выше отдельных общественных групп и может приносить их интересы в жертву ради общегосударственных приоритетов, поэтому политическая власть доминирует над общественной.

Однако внутри политической власти можно выделить ее высшую форму, верховную власть. Верховная власть по определению та, которая принимает окончательные решения, выше которой нет иных властных инстанций. Сама суть политического заключается в борьбе за контроль и владение верховной властью. Именно тип верховной власти предопределяет ключевое разделение государств современного мира на демократии и автократии, монархии и республики. В самом общем смысле демократия означает тип политического режима при котором верховная власть контролируется и избирается народом, тогда как автократия это зависимость верховной власти от узкой группы лиц. При монархии верховная власть вручена одному несменяемому лицу — монарху, а республики наоборот реализуют коллегиальную и сменяемую модель верховной власти.

С понятием верховной власти логически связана важная категория политической науки и международных отношений — суверенитет. В обыденном языке под суверенитетом понимают независимость государства от других государств, способность самостоятельно принимать ключевые решения. Однако это лишь указание на следствие. Точное значение понятия суверенитет это обладание верховной властью. Суверенитет государства означает обладание им верховной властью в пределах своей территории, способность и возможность правительства и народа страны самим решать свою судьбу. В международной политике заключают договора и соблюдают взаимные обязательства лишь полновластные суверенные государства. Однако на практике далеко не все признанные государства мира обладают равным суверенитетом. Большинство слабых в экономическом, военном и демографическом отношении государств обладают ограниченным суверенитетом, и не могут принимать решения не согласованные с более сильными игроками. Через многочисленные механизмы мягкого влияния («soft power») от экономических до информационных, глобальные мировые игроки, в первую очередь США, распределяют в свою пользу мировые ресурсы, нисколько не считаясь с интересами слабых государств. Впрочем война как способ радикального уничтожения чужого суверенитета так же не ушла в прошлое и активно используется теми же американцами, чему примером оккупированные (то есть лишенные суверенитета) Афганистан и Ирак. Это позволяет говорить о том, что подлинным суверенитетом в современном мире обладает лишь небольшой круг экономически и военно развитых стран, в предельном варианте лишь крупные ядерные державы, способные нанести агрессору неприемлемый ущерб. Подчеркивая эту неразрывную связь сильной и целостной верховной власти с самим существованием народа древние римляне называли свое государство Imperium Romanum (властью Рима).

Необходимо отметить, что обладание верховной власть (суверенитетом) имеет как минимум два аспекта. Помимо независимости от чужой воли во внешней политике, важна также принадлежность верховной власти народу страны, а точнее способность народа формировать эту власть и контролировать ее. Французский философ-просветитель Жан Жак Руссо полагал что суверенитет народа, понимаемый как способность определять свою судьбу, лежит в основе любой здоровой государственности. Очевидно, что внешний и внутренний суверенитет тесно связаны, одно без другого не возможно.

Существенную роль в науке о власти (кратологии) играет вопрос источников и ресурсов власти. Откуда берется власть и где она черпает свои возможности? Большинство мыслителей размышлявших о природе власти говорят о трех традиционных, исторически существовавших источниках власти: святости, воинской доблести и богатстве. Святость, понимаемая как близость человека к Богу наделяла его властью в обществах религиозного типа (а таковы все общества древности). Отсюда влияние жреческого сословия. Военная доблесть и шире сила, воплощенная в оружии и умении им владеть, была источником власти военно-административого сословия (рыцарства, дворянства), поскольку война была высшим проявлением политики. Наконец деньги, как уже было показано, выступают универсальным эквивалентом власти. Власть конвертируется в деньги, а деньги во власть. Однако было бы глубоким заблуждением считать что деньги и есть сама власть. Так же как сила, богатство само по себе не является достаточным условием власти. К этим трем традиционным источникам власти Джон Гэлбрейт и Мишель Фуко добавляют четвертый — знание. С ростом информационной составляющей в человеческом обществе, роль тех кто работает с информацией, хранит и применяет ее резко возрастает. Власть-знание, по выражению Фуко, начинает доминировать в XX веке. Примером чему может служить «революция менеджеров» в развитых странах Запада, когда активами крупнейших корпораций завладели профессиональные управленцы, оттеснившие классических буржуазию —наследников состояний.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Основные исламские неправительственные организации. Организация Исламская конференция
В настоящее время успешно функционирует лишь одна подобная организация - организация «Исламская конференция» (ОИК), созданная в 1971 году на Конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). Основные цели ...

Распад КПСС и возникновение многопартийности
В первой половине 1990 г. происходит углубление политического размежевания на сторонников и противников курса Горбачева внутри КПСС. Сторонники консервативной оппозиции выступали за «сплочение КПСС на ленинских основах», сохранение классо ...

Структура власти
Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает её актив ...