Основные структурные элементы политической системы.
Страница 3

Политические публикации » Структура и функции политической системы » Основные структурные элементы политической системы.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдель­ных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты – это организованные формы функцио­нирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъ­ектов. Феномены политической культуры аккумули­руют накопленный и интернализованный субъекта­ми политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отноше­ниями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного фун­кционирования.

Политические отношения властвования выступа­ют в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исклю­чением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений по­литического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеа­лы демократии. Идеалы, но не деформированная де­мократическая реальность с ее принципом безогово­рочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть – это подчине­ние, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властво­вание, базирующееся на идеологической или струк­турно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные поли­тические отношения являются не чем иным как гос­подством. А во втором – прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

Политическая система демократического типа ха­рактеризуется такой легитимностью, которая пред­полагает и отношения господства и отношения со­трудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.

Первенство господства в политических отношени­ях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источ­ники в социально-экономическом бытии: асимметрич­ность общественных отношений, социальная диффе­ренциация людей, необходимость выделения из общес­тва особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для при­своения привилегированных общественных статусов.

Доминирование отношений господства в полити­ческой жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господ­ства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете пра­вителей, на признанных большинством общества цен­ностях или же ценностях, навязанных ему меньшин­ством – элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт совет­ской модели политических отношений продемонстри­ровал ущербность, неспособность к самореформиро­ванию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначаль­но по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интере­сов большинства и взаимопомощи.

Страницы: 1 2 3 


Другие публикации:

Национальные интересы России
Развал Советской Империи, хрупкость и государственная несостоятельность новых политических образований на ее территории (включая РФ) заставляют искать более конкретную категорию для понимания «русских национальных интересов». Единственной ...

Три источника геополитики
Геополитика как область знания возникла на стыке трех научных подходов: цивилизационной концепции исторического процесса, военно-стратегических исследований и многочисленных теорий географического детерминизма. Эти концепции и теории по с ...

Политическая партия как организация
В марксистской литературе в течение многих десятилетий проблема политических партий сводилась к изучению лишь коммунистических партий. На них проецировалось и теоретическое определение понятия «политическая партия», что, конечно, ограничи ...