Образование нового Африканского Союза

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» - New Partnership for Africa's Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС[7], выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.


Другие публикации:

Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков. Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Пережил достаточно глубокое увлечение марксизмо ...

Проблемы, решаемые политологией
Таким образом, политология решает следующие проблемы: 1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или ...

Политические учения Древнего Востока. Политическая мысль Древней Индии
Важной особенностью политической идеологии Древней Индии было оправдание и обоснование системы варн. Варны представляли собой различные социальные группы свободных, неравных по своим правам, обязанностям и общественному положению. Уже в д ...