ССтраница 1
Самоопределение -
1) осознание и определение субъектом своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.
Свобода -
степень автономии (самостоятельности) субъекта (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней свободе, для такой деятельности.
С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможностей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудовых отношений, обмена результатами деятельности), политическую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиозную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.
С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, общественных отношений и культуры. Ее основной критерий - степень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.
Свободы от оценочных суждений принцип -
требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достойных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, который исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве практических императивов (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.
Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) отсутствие в социологии примеров его последовательного проведения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.
Сепаратизм
(от лат. separatus - отделенный) - основанное на узких интересах стремящихся к власти определенных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятельных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо признаку.
Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы добиться раскола и путем отделения установить свое монопольное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.
Другие публикации:
Грязные технологии в избирательных кампаниях
Когда власть не проявляет себя с помощью насилия или угрозы применения насилия, т.е. не добивается подчинения управляемых воле управляющих с помощью страха, принуждение становится "культурным". Й. Шумпетер отметил в свое время, ...
Возникновение и ранние этапы развития политологии
Если история политических идей берет свое начало в древности и имеет многовековую историю, то собственно политическая наука как самостоятельная отрасль знания насчитывает не многим более ста лет. Основные предпосылки для формирования науч ...
Составные элементы государственной идеологии
Государственная идеология всегда есть более высокоорганизованная по сравнению с частными идеологиями, совокупность идей, поскольку практически каждое государство имеющимися у него силами и средствами обеспечивает их систематизацию, литера ...

