С
Страница 1

Самоопределение -

1) осознание и определение субъек­том своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.

Свобода -

степень автономии (самостоятельности) субъек­та (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соот­ветствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осу­ществляется благодаря объективной возможности или внеш­ней свободе, для такой деятельности.

С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможно­стей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудо­вых отношений, обмена результатами деятельности), полити­ческую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиоз­ную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.

С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, обще­ственных отношений и культуры. Ее основной критерий - сте­пень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.

Свободы от оценочных суждений принцип -

требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достой­ных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, ко­торый исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве практических императивов (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.

Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) от­сутствие в социологии примеров его последовательного прове­дения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.

Сепаратизм

(от лат. separatus - отделенный) - осно­ванное на узких интересах стремящихся к власти определен­ных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятель­ных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо при­знаку.

Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы до­биться раскола и путем отделения установить свое монополь­ное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие публикации:

Северный Кавказ как полигон этнических конфликтов
Понятия Кавказ и конфликты оказались зарифмованными позднесоветской и постсоветской историей. Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, пять произошли в Кавказском регионе. Это — армяно-азербайджанский ко ...

Политическая культура Украины
Политическая культура нашей страны формировалась под влиянием сложных исторических обстоятельств. Она отягощена многими реликтами тоталитарного прошлого. Процесс ее формирования опирается на историческую память народа, на демократические ...

Современное состояние партийной системы в Республике Беларусь
Правовым основанием для формирования многопартийной системы в Беларуси, как и в других республиках СССР, стало принятое в январе 1990 г. решение съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР. Фактически же многопартий ...