С
Страница 4

Ключевым элементом С. п. выступает достижение приня­той обществом социальной справедливости, уровень которой в этом случае становится критерием эффективности проводи­мой С. п.

Социальная система

(от греч. sistema - составленное из частей, соединенное) - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Как и всякая система вообще, социальная система об­разует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее эле­ментов. Это понятие означает ту или иную социальную общность. К наиболее развитому виду социальных систем относится организация, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление. Среди С. с. различаются гомогенные (однородные), состоящие только из социальных элементов, и гетерогенные (разнород­ные), в которые наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятие, город), экосоциальные (географический район). Основными чертами С. с. явля­ются: сплоченность, значительная неопределенность функцио­нирования и наличие границ управляемости.

Разнородные С. с. могут отличаться такими признаками, как тип лидерства, субкультура, размерность и т. п. Одной из основных форм развития социальных систем являются ново­введения. Однако они обладают инерционностью и поэтому в них возникает феномен «сопротивления» нововведениям, для преодоления, которого требуются специальные методы активизации инновационных процессов.

Социальная структура

(от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социаль­ных групп, а также социальных институтов и отношений меж­ду ними. Механизм существования и развития С. с. «скрыт» в системе человеческой деятельности. Чтобы существовать люди вступают в определенные общественные отношения.

Системность и целостность социальным отношениям как осо­бому типу общественных отношений придают потребности и интересы социальных групп. Основной тип социальной группы в классовом обществе - общественные классы.

Социальные группы образуют социально-групповой срез социальной структуры общества, социальные институты - ин­ституциональный. С. с. обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапливать количе­ственные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. С развитием общества происходит усложнение С. с. Мерой ее развитости является степень разнообразия видов и форм деятельности, способов связей между людьми, социальными группами и институтами.

Социальные группы -

в широком смысле обширная сово­купность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных социальных признаков, на основе существующей в обществе системы отношений (экономических, правовых, по­литических, культурных, религиозных и т. п.). С. г. включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования, типом местожительства (город, село, большой и малый город и т.д.), способами участия людей в политике (члены различных партий, общественных организаций) и т. п. группы. С. г. в узком смысле слова выделяются на основе социального положения людей, их места и функций в социально-экономическом струк­туре общества, интересов и ценностных ориентации, начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

К вопросу о системе государственного регулирования миграционных процессов в России
По примеру ряда стран постсоветский период развития России основывается на свободной рыночной экономике, демократических основах государственной власти, равенстве перед законом и незыблемости концепции прав человека и частной собственност ...

Авторитарный политический режим
Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Авторитаризм является одним из самы ...

Функции политической рекламы
Политическая реклама должна информировать, убеждать и побуждать к действию (голосованию) в отношении рекламируемого объекта (кандидата, партии, блока). Но для начала она должна «привлечь к себе внимание». Как известно, человеческое вниман ...