С
Страница 6

В западной социологии политики существуют два направ­ления: эмпирическое (Т. Парсонс, С. Липсет) и теоретическое (М. Дюверже и др.), призванное дать общую теорию полити­ческой власти, управления во всех социальных системах. В ней; основное внимание уделяется стабильности политической си­стемы, анализу структур политической власти.

Союз

- понятие, имеющее несколько значений: 1) тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц; 2) объедине­ние, соглашение для каких-либо совместных целей; 3) госу­дарственное образование с единой верховной властью, состоя­щее из нескольких объединившихся государств; 4) обществен­ное объединение, организация (творческие союзы и т. д.).

Справедливость -

понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия роли различных индивидов в жизни общества их социальному положению, их прав - обязанностям, деяний - воздаянию, труда - возна­граждению, преступления - наказанию, заслуг людей - их общественному признанию. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость.

В первобытном обществе понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя про­стым следованием общепринятому порядку. Более сложное понимание С. возникает в период выделения отдельных инди­видов из рода. Оно означало главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности С. начинают отличать от ра­венства, включая в нее и различие в положении людей сооб­разно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом он считал воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорцио­нальности. Такое разграничение С. равенства и пропорциональности сохранялось во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру сущест­вующих классовых отношений, в массовом сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуа­тации и неравенства, а также национального угнетения.

Справедливость социальная -обобщенная нравственная оценка общественных отношений; один из основных общече­ловеческих социальных идеалов, конкретное содержание кото­рого менялось на протяжении истории и отличалось в различ­ных социальных системах.

Реализация принципа социальной справедливости озна­чает, что в обществе осуществляется справедливое распреде­ление деятельности (труда); социальных благ (прав, возмож­ностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпо­сылки справедливого распределения труда - конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального за­крепления тяжелых, вредных, неквалифицированных, мало­квалифицированных, нетворческих, исполнительных его видов за теми или иными социально-демографическими, террито­риальными или национальными группами, равенство возмож­ностей в социально-профессиональном перемещении, в образо­вании и профессиональном обучении, последовательное осу­ществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение минимального социально гарантированного уров­ня и качества жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

Марксизм как официальная идеология
В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялс ...

Основные тенденции развития в Киргизии в постреволюционный период (2005 – 2008 гг.). Социально-экономическое развитие Киргизии в послереволюционный период.
В начале 2008 года президент Киргизии К. Бакиев во время выступления перед парламентом республики обозначил основные направления развития страны, на которых, по его мнению акцентироваться правительство страны: снижение налогов и повышение ...

Сравнительный анализ проекта П.И.Пестеля и Н.М. Муравьева
В сфере национальной политики единственный достаточно основательный и разработанный проект был представлен лишь в «Русской Правде». Конституция по этому поводу декларировала лишь норму о лишении кочующих народов гражданских прав, а Манифе ...