С
Страница 7

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного досту­па к достижениям культуры, развития гласности.

В западной социологии принцип социальной справедли­вости истолковывается как оценка отношения общества к ин­дивиду, но не состояние общества в целом, характер общест­венных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, со­циально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).

Средства политические -

совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами полити­ческими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.

Стабильность политическая

(от лат. stabilis - устойчи­вость) - устойчивое состояние политической системы, позво­ляющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабиль­ность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являют­ся политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными груп­пами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедли­вое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.

Внешними проявлениями нарушения политической стабиль­ности выступают либо снижение динамизма политической си­стемы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.

Нарушение С. п. может быть количественным и качествен­ным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.

Стагнация

(от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления ре­гресса, характеризующаяся застоем в экономике, производ­стве, политике, торговле, культуре и других сферах челове­ческой, жизнедеятельности.

Статус

(от лат. status - состояние, положение) - соотно­сительное положение индивида или группы в социальной си­стеме, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «пред­писанный» или «достигаемый» статус.

Понятие С. применяется также в качестве соотноситель­ного с понятием роли социальной: статус обозначает совокуп­ность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР
Вхождение Сахарова-физика в правозащитную деятельность было ознаменовано очень известной его работой - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968г.). Начиная с мая-июня 1968 года «Размышления» широк ...

Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси
В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференци ...

Отличительные черты правового государства
Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1. наличие развитого гражданского общества; 2. ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобо ...