ССтраница 7
Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного доступа к достижениям культуры, развития гласности.
В западной социологии принцип социальной справедливости истолковывается как оценка отношения общества к индивиду, но не состояние общества в целом, характер общественных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, социально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).
Средства политические -
совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами политическими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.
Стабильность политическая
(от лат. stabilis - устойчивость) - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабильность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являются политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными группами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедливое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.
Внешними проявлениями нарушения политической стабильности выступают либо снижение динамизма политической системы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.
Нарушение С. п. может быть количественным и качественным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.
Стагнация
(от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления регресса, характеризующаяся застоем в экономике, производстве, политике, торговле, культуре и других сферах человеческой, жизнедеятельности.
Статус
(от лат. status - состояние, положение) - соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» или «достигаемый» статус.
Понятие С. применяется также в качестве соотносительного с понятием роли социальной: статус обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.
Другие публикации:
Значение марксизма для России
Карл Маркс оставил свой след в развитии России. Появление его идей в нашей стране оказалось очень своевременным. Я хочу сказать что в то время конфликтов, социальных противоречий, образовалась своего рода ниша, которую и занял марксизм.
...
Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяе ...
Грязные технологии в избирательных кампаниях
Когда власть не проявляет себя с помощью насилия или угрозы применения насилия, т.е. не добивается подчинения управляемых воле управляющих с помощью страха, принуждение становится "культурным". Й. Шумпетер отметил в свое время, ...