С
Страница 7

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного досту­па к достижениям культуры, развития гласности.

В западной социологии принцип социальной справедли­вости истолковывается как оценка отношения общества к ин­дивиду, но не состояние общества в целом, характер общест­венных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, со­циально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).

Средства политические -

совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами полити­ческими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.

Стабильность политическая

(от лат. stabilis - устойчи­вость) - устойчивое состояние политической системы, позво­ляющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабиль­ность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являют­ся политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными груп­пами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедли­вое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.

Внешними проявлениями нарушения политической стабиль­ности выступают либо снижение динамизма политической си­стемы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.

Нарушение С. п. может быть количественным и качествен­ным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.

Стагнация

(от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления ре­гресса, характеризующаяся застоем в экономике, производ­стве, политике, торговле, культуре и других сферах челове­ческой, жизнедеятельности.

Статус

(от лат. status - состояние, положение) - соотно­сительное положение индивида или группы в социальной си­стеме, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «пред­писанный» или «достигаемый» статус.

Понятие С. применяется также в качестве соотноситель­ного с понятием роли социальной: статус обозначает совокуп­ность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие публикации:

Политические партии.
Основной особенностью партийного устройства Киргизии, перешедшей в «новое» политическое время по наследству от «старого» можно считать то, что партии строятся вокруг той или иной политической персоналии, а не на основе конкретной политиче ...

Функции политических партий
Одно из первых определений понятия «партия» было дано на рубеже XVIII—XIX вв. родоначальником консерватизма Эдмундом Берком. «Партия,— писал он,— представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями ...

Социальная концепция
Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаим ...