Роль средств массовой информации и церкви в политике.
Страница 1

Политические публикации » Структура и функции политической системы » Роль средств массовой информации и церкви в политике.

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им сред­ства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех поли­тических организаций и возможности государственных органов осу­ществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Такие элементы политической организации общества как го­сударство, партии, общественные организации будут подробно рас­смотрены в последующих темах.

Остановимся на характеристике таких неполитических по своей природе социальных институтов, как средства массовой ин­формации и церковь, занимающих довольно специфическое место в политической системе.

Средства массовой информации (СМИ)

– это сложный ин­ститут, который состоит из множества органов и элементов, пред­назначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях[9].

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими – законодательную, исполнительную и судеб­ную. Их политическая роль обусловлена прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производ­ству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздейст­вие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково

их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастны­ми характеристиками, характером духовных запросов людей. Свое­образие их положения в политической системе общества обусловле­но тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

С содержательной точки зрения СМИ весьма специфичны. Они иначе, чем другие сферы политического действия, реализуют свое предназначение. Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают по­следовательность, завершенность процесса социально-политичес­кого управления, участвуют в выработке и принятии законодатель­ных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и кос­венными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через не­формальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам.

В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде обществен­ного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средст­ва массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определенной мере направлять поведение масс. В демокра­тических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим поли­тическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контро­ля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.

Отношения СМИ с государством и правительством, политиче­скими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении наруше­ний законности, в защите граждан от произвола государства. Госу­дарственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и не­зависимость, иначе они могут потерять доверие населения, СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж пере­датчиков информации от правительства к общественности с прести­жем власти и авторитета правительства.

В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако, и у власти и у бизне­са сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Страницы: 1 2


Другие публикации:

Понятие о рекламе
Принято считать, что реклама — это, прежде всего, набор слов и графических образов, с помощью которых рекламист имеет целью воздействовать на потребителя. Однако из опыта хорошо известно, что адресованные человеку слова и образы автоматич ...

Последствия распада
Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При э ...

Глава III
Главная примета нового времени, его содержательная сторона состоит в том, что современный человек создал слишком сложный для себя как отдельно взятой личности, для своих интеллектуальных возможностей мир. В результате он утратил способно ...